Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам использования технических средств защиты авторских прав при распространении телевизионного сигнала" (далее - законопроект) предусматривает внесение изменений в Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации", федеральный закон от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи", федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в целях защиты прав граждан Российской Федерации, пользующихся услугами и являющихся абонентами операторов кабельного, спутникового и Интернет-вещания, а также для обеспечения информационной безопасности и технологического суверенитета Российской Федерации.
В связи с продолжающимся ухудшением мировой геополитической обстановки, а также ввиду санкционного давления на Российскую Федерацию рядом недружественных стран с 2022 года, на первый план в вопросе обеспечения национальной безопасности государства выходят информационная безопасность и технологический суверенитет страны.
По информации из открытых источников, начиная с февраля 2022 года, со стороны недружественных государств неоднократно производились атаки на российскую вещательную инфраструктуру.
Так, атакам подвергался телевизионный сигнал (далее - ТВ-сигнал), распространяемый в различных средах - посредством спутникового и кабельного телевидения, а также в сети "Интернет". Вследствие атак, производимых на сигнал общероссийских обязательных общедоступных телеканалов, транслируемых операторами платного телевидения, контент подменялся на сообщения экстремистского характера, в том числе дискредитирующие действия Вооруженных Сил Российской Федерации и руководства страны.
Начиная с 2023 года подобные атаки стали совершаться на регулярной основе. Жертвами заведомо ложной информации, распространяемой посредством взлома и подмены ТВ-сигнала в эфире спутникового и кабельного телевидения, а также ТВ-сигнала, распространяемого посредством аудиовизуальных сервисов в сети "Интернет", стали жители Белгородской, Воронежской, Тульской, Московской и Ленинградской областей, Краснодарского края, а также Республики Татарстан и других субъектов Российской Федерации.
Все это свидетельствует о том, что отечественный ТВ-сигнал обладает низким уровнем защищенности.
Сегодня абонентская база платного телевидения в России составляет порядка 90 млн абонентов - фактически больше половины жителей страны пользуются услугами платного ТВ. В соответствии с действующим законодательством телевизионное вещание представляет собой пользование услугами сферы связи, но вещатели при этом не являются субъектами критической информационной инфраструктуры. Несмотря на это, телевидение по праву является главным каналом информирования населения о политической и социально-экономической ситуации в стране и в мире. Такая роль телевещания требует особых подходов к защите ТВ-сигнала от угроз несанкционированного доступа извне.
В соответствии с общемировой практикой телевизионный сигнал и транслируемый абонентам платного телевидения контент (ТВ-передачи, аудиовизуальные произведения, входящие в приобретенный абонентом пакет услуг, и т.д.) защищается техническими программными или программно-аппаратными средствами - техническими средствами защиты авторских прав, которые представляют собой группу различных систем защиты ТВ-сигнала в зависимости от среды его распространения. На текущий момент представители рынка платного телевидения используют два типа решений, обеспечивающих шифрование сигнала. Это CAS (Conditional Access System, система условного доступа) и DRM (Digital Rights Management, система управления правами). Система условного доступа используется операторами спутникового и кабельного телевидения. Она установлена на абонентском оборудовании аппаратным способом, иными словами, в кабельных и спутниковых ТВ-приставках стоит специальный чип, который дешифрует (открывает) ТВ-сигнал для пользователя. Таким образом, система условного доступа представляет собой программно-аппаратный комплекс, защищающий поступающий на приемник ТВ-сигнал от внешнего доступа. Второе решение, система управления правами, используется операторами IPTV- и Интернет-телевидения и является полностью программным продуктом, представляющим собой набор систем контроля и управления доступом.
Ввиду эксплуатации большинством российских операторов платного ТВ зарубежных систем защиты кабельного, спутникового и Интернет-вещания безопасность в данной сфере обеспечивается не в полной мере, поскольку владельцами исходного кода являются поставщики из недружественных стран. Владелец кода имеет небезопасный доступ к ПО: он может скачивать данные о ходе его работы, приостановить его функциональность и даже вносить вредоносные команды. Все это создает значительные риски не только для операторов платного ТВ, но и для самих абонентов.
Вместе с тем, на отечественном рынке существуют и успешно функционируют на сетях крупнейших операторов связи российские системы защиты ТВ-сигнала, внесенные в реестр отечественного ПО. На текущий момент в ИТ-индустрии насчитывается четыре компании-разработчика данных систем, что позволит избежать монополизации сегмента. Отдельно стоит отметить более доступную стоимость российских решений по сравнению с зарубежными, при этом функциональность отечественных систем защиты ТВ-сигнала не уступает мировым аналогам. Основной преградой для широкого внедрения подобного ПО является отсутствие нормативно-правового регулирования, поддерживающего российских разработчиков и регламентирующего необходимость импортозамещения в указанной сфере.
Немаловажным аргументом в вопросе осуществления перехода индустрии платного телевидения на отечественные системы защиты ТВ-сигнала является также и экономический аспект данной проблематики. На текущий момент рынок зарубежных систем защиты ТВ-сигнала, используемых российскими операторами платного ТВ, можно оценить в 14 млрд руб. Данная сумма направляется технологическим компаниям из недружественных стран в виде лицензионных платежей ежегодно. В то же время сотрудничество с российскими разработчиками позволит сократить финансовые издержки операторов (в т.ч. благодаря расчетам в рублях), сделает пользование услугами телесмотрения более доступными для абонентов, а также поможет сохранить в структуре экономики страны тот объем средств, который ранее уходил зарубежным вендорам, делая таким образом вклад в развитие отечественной IТ-индустрии.
В связи с вышеизложенным, необходимо закрепить на законодательном уровне использование российскими субъектами вещания спутникового, кабельного и Интернет-телевидения отечественных систем защиты телевизионного сигнала из единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.
Законопроектом предусматривается обязанность использования операторами связи, вещателями и уполномоченной организацией по обеспечению распространения телеканалов в сети "Интернет" при распространении телевизионного сигнала технических средств зашиты авторских прав российского происхождения.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам использования технических средств защиты авторских прав при распространении телевизионного сигнала"
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам использования технических средств защиты авторских прав при распространении телевизионного сигнала" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам использования технических средств защиты авторских прав при распространении телевизионного сигнала"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам использования технических средств защиты авторских прав при распространении телевизионного сигнала" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.