Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 670672-8 "О праве граждан Республики Беларусь - граждан Союзного государства, постоянно проживающих в Российской Федерации, участвовать в выборах по месту постоянного проживания в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Как следует из пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации":
"2. Постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме".
Действующее законодательство определяет возможность участия в муниципальных выборах иностранных граждан, постоянно проживающих в Российской Федерации, на основании федеральных законов и международных договоров. На сегодняшний день Российская Федерация имеет такие договоры с Киргизией, Туркменистаном и Арменией. Аналогичный договор с Казахстаном утратил силу в связи с истечением срока действия, а договор с Грузией не ратифицирован. В то же время с Республикой Беларусь такой договор отсутствует.
Действующий Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 08.12.1999 "О создании Союзного государства" (далее - Договор) не содержит прямого указания на наличие избирательных прав в Российской Федерации у граждан Республики Беларусь. Согласно статьи 14 Договора:
"5. Граждане Союзного государства пользуются равными правами и несут равные обязанности на территории другого государства - участника, если иное не предусмотрено законодательными актами государств - участников, договорами между ними.
6. До принятия союзного нормативно - правового акта в области гражданства правовое положение граждан Союзного государства регулируется национальными законодательными актами государств - участников, договорами между ними в данной области и настоящим Договором.".
Право участвовать в муниципальных выборах для иностранных граждан на территории Российской Федерации определяется следующими федеральными законами:
1. Федеральный закон N 138-ФЗ от 26.11.1996 г. "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" в статье 3 "Избирательные права граждан" устанавливает: ...
(абз.5) "Иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, на основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, имеют право избирать депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, быть избранными депутатами указанных органов и выборными должностными лицами местного самоуправления, а также участвовать в иных избирательных действиях на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации".
2. Федеральный закон N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в статье 3 "Права граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления" определяет:
"1. Граждане Российской Федерации (далее также - граждане) осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.
Иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами".
3. Федеральный закон N 67-ФЗ от 12.06.2002 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в статье 3 "Принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдума" гласит: ...
"10. На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации".
Во всех названных выше законах право на участие иностранных граждан в муниципальных выборах требует наличия договора со страной гражданства этих лиц. Отсутствие в настоящее время договора Российской Федерации с Республикой Беларусь, затрагивающего избирательные права граждан сторон, постоянно проживающих на территории другой стороны, не дает прочной правовой основы для обеспечения права граждан Республики Беларусь на участие в муниципальных выборах. Для снятия этого препятствия настоящий законопроект предлагает поправки в названные выше законы (Статья 1, Статья 2, абзац 2 статьи 3), снимая требование наличия межгосударственного договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь по вопросу избирательных прав.
Право граждан Российской Федерации, проживающих в Республике Беларусь, участвовать в выборах депутатов местных Советов депутатов определено в статье 58 Избирательного кодекса Республики Беларусь от 11 февраля 2000 года N 370-З следующим образом:
"Граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в Республике Беларусь, имеют право в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, участвовать в выборах депутатов местных Советов депутатов в соответствии с международным договором Республики Беларусь и Российской Федерации".
Соответствующего международного договора об участии в выборах в настоящее время не существует. Однако это не является препятствием для граждан России, проживающих в Республике Беларусь, избирать и быть избранными на выборах депутатов местных Советов. Как следует из сообщения Председателя ЦИК Республики, в выборах 2024 года, проведенных в единый день голосования 25 февраля, в списках избирателей на выборах в Советы депутатов числились больше 95 тысяч граждан Российской Федерации. При этом 15 россиян баллотировались в районные советы, а 6 - в сельские. Граждане России в Республике Беларусь наделены активным и пассивным правом на выборах в местные Советы депутатов всех уровней. Только в выборах депутатов республиканского Парламента они не могут участвовать.
Система местных Советов депутатов в Республике Беларусь состоит из трех территориальных уровней: областного, базового и первичного, - и включает областные, городские, районные, поселковые и сельские Советы.
К областному территориальному уровню относятся областные, Минский городской Советы депутатов.
К базовому территориальному уровню относятся городские (городов областного подчинения), районные Советы депутатов. Минский городской Совет депутатов обладает также правами Совета базового уровня.
К первичному территориальному уровню относятся городские (городов районного подчинения), поселковые, сельские Советы депутатов.
Граждане России, проживающие в Республике Беларусь, имеют право избирать и быть избранными в местные законодательные органы вплоть до областного, то есть могут активно участвовать в политической жизни своей области.
Но граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие в России, не имеют права участия в выборах на уровне региона = субъекта РФ. Прямой запрет на их участие в выборах на уровне субъекта РФ, как и для всех иностранных граждан, содержится в пункте 1 статьи 12 Федерального закона N 115-ФЗ от 25.07.2002 "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации":
"1. Иностранные граждане в Российской Федерации не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и референдумах субъектов Российской Федерации".
Не позволяет гражданам Республики Беларусь участвовать в выборах депутатов на уровне субъекта РФ и Федеральный закон N 414-ФЗ от 21.12.2021 "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", который в пункте 1 Статьи 15 "Избрание депутатов законодательного органа субъекта Российской Федерации" устанавливает следующую норму:
"1. Депутаты законодательного органа субъекта Российской Федерации избираются гражданами Российской Федерации, проживающими на территории субъекта Российской Федерации и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом".
В целях развития Союзного государства, расширения прав граждан Союзного государства, имеющих гражданство одной стороны, проживающих на территории другой стороны, законопроект предлагает законодательно закрепить за гражданами Республики Беларусь, постоянно проживающими в России, право избирать на выборах депутатов в законодательные органы власти субъектов Российской Федерации. Для обеспечения данного права предлагаются следующие коррективы.
Во-первых, в абзаце 3 статьи 3 настоящего законопроекта вносится поправка в статью 3 Федерального закона N 67-ФЗ от 12.06.2002 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", которая наделяет граждан Республики Беларусь активным избирательным правом на выборах в законодательные органы субъекта РФ, в котором постоянно проживают, а также правом на участие в референдуме, проводимом в данном субъекте РФ.
Во-вторых, новая редакция пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", предложенная в статье 4 настоящего законопроекта, снимает в отношении граждан Республики Беларусь категорический запрет для на участие иностранных граждан в выборах на уровне субъекта РФ.
В-третьих, в статье 5 настоящего законопроекта предложена новая редакция пункта 1 статьи 15 Федерального закона N 414-ФЗ от 21.12.2021 "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", которая позволяет гражданам Республики Беларусь избирать депутатов законодательных органов власти субъектов РФ, в которых они постоянно проживают.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также иным международным договорам Российской Федерации.
Принятие законопроекта не потребует внесения изменений, приостановления или признания утратившим силу федеральных законов Российской Федерации. В то же время в соответствии с изменениями, предлагаемыми данным законом потребуется внесение поправок в законы субъектов Российской Федерации, определяющих порядок подготовки и проведения муниципальных выборов и выборов о законодательные органы субъектов Российской Федерации.
Принятие федерального закона не повлечет за собой финансовых расходов из федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О праве граждан Республики Беларусь - граждан Союзного государства, постоянно проживающих в Российской Федерации, участвовать в выборах по месту постоянного проживания в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О праве граждан Республики Беларусь - граждан Союзного государства, постоянно проживающих в Российской Федерации, участвовать в выборах по месту постоянного проживания в Российской Федерации" не повлечет дополнительных финансовых расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих изменению в связи с принятием проекта федерального закона "О праве граждан Республики Беларусь - граждан Союзного государства, постоянно проживающих в Российской Федерации, участвовать в выборах по месту постоянного проживания в Российской Федерации"
Принятие проекта Федерального закона "О праве граждан Республики Беларусь - граждан Союзного государства, постоянно проживающих в Российской Федерации, участвовать в выборах по месту постоянного проживания в Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившим силу федеральных законов Российской Федерации.
В то же время в соответствии с изменениями, предлагаемыми данным законом потребуется внесение поправок в законы субъектов Российской Федерации, определяющих порядок подготовки и проведения муниципальных выборов и выборов депутатов в законодательные органы власти субъектов Российской Федерации. (Исполнители: законодательные органы власти субъектов Российской Федерации).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.