Досье на проект федерального закона
Представленным проектом федерального закона, разработанным в целях повышения эффективности мер по предупреждению и пресечению нарушений Правил дорожного движения лицами, использующими для передвижения средства индивидуальной мобильности (далее - СИМ) и велосипедистами, предлагается дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях новыми административными составами.
В частности, предлагается установить административную ответственность за:
- управление средством индивидуальной мобильности в состоянии опьянения (статья 12.8.1 Кодекса);
- превышение установленной скорости движения средства индивидуальной мобильности или велосипеда на величину более 5 км/ч (статья 12.9.1 Кодекса);
- нарушение требований по перевозке грузов с использованием СИМ или велосипеда (часть 3 статьи 12.21 Кодекса);
- нарушение требований к перевозке пассажиров при использовании СИМ и велосипедов (часть 7 статьи 12.23 Кодекса);
- нарушение ПДД при управлении СИМ или велосипедом, повлекшие причинение вреда здоровью (новая редакция статьи 12.24 Кодекса);
- невыполнение законного требования о предоставлении СИМ или велосипеда сотруднику полиции (часть 2.1 статьи 12.25 Кодекса);
- невыполнение лицом, использующим для передвижения СИМ, требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (статья 12.26.1 Кодекса);
- оставление лицом, использующим для передвижения средство индивидуальной мобильности, или велосипедистом места дорожно- транспортного происшествия, участником которого он являлся (часть 2.1 статьи 12.27 Кодекса);
- невыполнение иных правил дорожного движения при управлении СИМ или велосипеда (статья 12.38 Кодекса), а также создание помех для движения пешеходов (статья 12.39).
Следует отметить, что в качестве мер административной ответственности законопроектом предусматриваются различные штрафы (от 500 рублей до 30 тысяч рублей) в зависимости от степени общественной вредности совершенного правонарушения.
В качестве административной новеллы авторами также предлагается установить ответственность за несоблюдение требований законодательства в области организации дорожного движения (размещение на дороге технических средств организации дорожного движения, не предусмотренных документацией по организации дорожного движения, несоблюдение решений, предусмотренных в документации, несоблюдение требований законодательства в области организации дорожного движения к парковкам) в отношении должностных и юридических лиц, предусмотрев административные штрафы в размере от 10 до 250 тысяч рублей.
При этом следует отметить, что административные дела о несоблюдении требований законодательства в области организации дорожного движения будут рассматривать уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а административные составы в отношении СИМ и велосипедов - должностные лица органов полиции или субъектов Российской Федерации в случае передачи им указанных полномочий на основании соглашений.
Комплекс представленных изменений, как следует из текста пояснительной записки к законопроекту, обусловлен возрастающей практикой применения СИМ в дорожном движении и значительным увеличением количества ДТП с их участием (восьмикратный рост количества ДТП за период с января по сентябрь 2023 года по сравнению с общим количеством ДТП с участием СИМ в 2020 году).
При этом отмечается, что с учетом внесения с 1 марта 2023 года комплекса изменений в Правила дорожного движения, определивших особый подход к правовому регулированию СИМ как особой разновидности транспортных средств, представленные изменения представляются обоснованными и целесообразными в целях соотнесения общих требований, предусмотренных ПДД в отношении СИМ, и корреспондирующей административной ответственности за их неисполнение.
Комитет по государственному строительству и законодательству соглашается с представленной аргументацией и отмечает необходимость введения превентивных административных мер, направленных на обеспечения безопасности дорожного движения как в отношении лиц, управляющих СИМ, так и в отношении других участников дорожного движения, в связи с чем концепция законопроекта поддерживается.
Вместе с тем, в рамках дальнейшей подготовки законопроекта ко второму чтению, представляется важным дополнительно проработать следующие положения.
1. В первую очередь следует обратить внимание, что представленная правоприменительная практика во много обуславливает внесение изменений в Кодекс, связанных с усилением административной ответственности лиц, управляющих СИМ.
При этом большая часть вышеуказанных административных составов затронет также и велосипедистов, участие которых в дорожном движении было урегулировано и до внесения вышеуказанных изменений в Правила дорожного движения.
В этой связи значительное усиление административной ответственности велосипедистов по ряду правонарушений с учетом отсутствия корреспондирующей правоприменительной статистики, свидетельствующей о неэффективности действующих административных мер, по нашему мнению, требует дополнительного обсуждения.
2. Следует отметить, что представленные меры административной ответственности за отдельные правонарушения, на наш взгляд, не в полной мере соотносятся между собой по степени их общественной вредности.
В частности, за управление СИМ в состоянии опьянения, а также за отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, предусматривается административная ответственность в виде штрафа в размере от 20 до 30 тысяч рублей.
Оставление лицом, использующим СИМ, или велосипедистом, места ДТП, участником которого он являлся (при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния) будет влечь административную ответственность в виде штрафа в размере от 4 до 5 тысяч рублей.
Представляется, что проектные меры ответственности не в полной мере соотносятся между собой, поскольку ставят лиц, покинувших место ДТП (в том числе, в целях сокрытия состояния опьянения), в заведомо лучшее положение, чем лиц, привлекаемых непосредственно за управление СИМ в состоянии опьянения.
3. В части установления административной ответственности за превышение установленной скорости движения СИМ или велосипеда следует обратить внимание на несколько замечаний.
Действие проектируемого административного состава о превышении скорости велосипедистами не соотносится с требованиями Правил дорожного движения, в которых данное ограничение распространяется исключительно на лиц, управляющими СИМ.
В соответствии с пунктом 24.6 ПДД движение лиц, использующих для передвижения СМИ, разрешается со скоростью не более 25 км/ч.
При этом если движение лица, использующего для передвижения СИМ, по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения пешеходов, лицо, использующее для передвижения СМИ, обязано спешиться или снизить скорость до скорости, не превышающей скорость движения пешеходов.
В этой связи представляется не достаточно ясным механизм привлечения к административной ответственности за нарушение скоростного режима СИМ в случае совершения данного правонарушения на тротуарах и пешеходных дорожках, поскольку превышение скорости будет устанавливаться не относительно общего предела в 25 км/ч, а сравнительно с общей скоростью движения пешеходов.
Также следует обратить внимание, что СИМ и велосипеды используются без государственных регистрационных номеров, при этом большая участь указанных транспортных средств не оборудованы приборами измерения скорости, что может существенно затруднить на практике как соблюдение скоростного режима указанными участниками дорожного движения, так отдельные аспекты привлечения к административной ответственности.
4. Представляется не в достаточной степени проработанным механизм привлечения к административной ответственности лиц, управляющими СИМ, и велосипедистов при передаче полномочий органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
По нашему мнению, должностные лица субъектов Российской Федерации не смогут эффективно осуществлять указанные полномочия, поскольку с учетом действующего законодательства Российской Федерации об организации дорожного движения они не наделены рядом необходимых процессуальных прав - в частности, не могут останавливать транспортные средства (в том числе СИМ и велосипеды), не имеют права устанавливать личность и задерживать нарушителей.
Также отмечаем, что законопроектом предлагается предоставить возможность передавать по соглашению субъектам Российской Федерации полномочия по администрированию статей 12.12 (проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика) и 12.19 (нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств) КоАП РФ, в которые изменения, касающиеся СИМ и велосипедов, не вносятся.
На представленную редакцию также поступило замечание Правительства Российской Федерации, в соответствии с которым необходимо сохранить право сотрудников полиции пресекать данные правонарушения и привлекать виновных лиц к административной ответственности по обращениям граждан или при непосредственном обнаружении таких правонарушений независимо от наличия соглашения о передаче полномочий органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
С учетом вышеизложенного, проектируемые меры о наделении полномочий субъектов Российской Федерации требует дополнительного обсуждения и доработки.
Отмечаем, что представленный законопроект соответствует Методическим рекомендациям по юридико-техническому оформлению законопроектов.
С учетом изложенного Комитет по государственному строительству и законодательству поддерживает концепцию представленного законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 604809-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.