Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - проект федерального закона) разработан в целях защиты интересов граждан и направлен на расширение возможностей защиты прав граждан на личную неприкосновенность.
Данным проектом предлагается установить административную ответственность за преследование. При этом под преследованием будет пониматься - систематическое совершение гражданином действий, направленных на причинение преследуемому гражданину нравственных страданий, выразившееся в попытках общения при явно выраженном несогласии преследуемого гражданина, в имеющих целью причинить преследуемому гражданину беспокойство демонстрации присутствия, направлении либо оставлении сообщений, в злоупотреблении правом свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию о преследуемом гражданине и его близких родственниках, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Проблема преследования актуальна во всем мире. По разным причинам разным видам преследования подвергаются мужчины, женщины и даже дети. Не всегда это знаменитости или публичные люди. Жертвой преследователей может стать каждый.
Соответствующие законы приняты, например, в Китае. В случае нарушения права гражданина на неприкосновенность частной жизни грозит ответственность. Преследователи могут быть задержаны на срок до пяти дней или оштрафованы на сумму до 500 юаней (порядка 6 тысяч рублей) за такие действия, как подглядывание, тайная видеосъемка, подслушивание и нарушение конфиденциальности других людей.
В США и других странах жертва преследователей через суд может получить так называемый "запретительный ордер" (restraining order). Этот судебный запрет, ограничивающий контакт преследователя и жертвы, выдают пострадавшим от домашнего насилия, сексуального преследования, вторжения в личную жизнь. Например, достаточно распространен запрет приближаться к определенному лицу или звонить ему.
В правовом поле Российской Федерации защититься от преследователей пока непросто. В действующем законодательстве нет прямой уголовной ответственности за преследование и травлю человека и нет мер, которые могли бы сдерживать преследователя без привлечения его к уголовной ответственности.
На сегодняшний день сделаны лишь некоторые шаги в этом направлении - например, запрете на определенные действия. Привлечь преследователя к ответственности можно в случае, если его действия нарушают определенные статьи Уголовного кодекса РФ. Например, в случае:
- угрозы убийством и причинения вреда здоровью (ст. 119 УК РФ);
- клеветы (ст. 128.1 УК РФ);
- получения доступа к переписке или телефонным переговорам, незаконного сбора персональных данных о жертве (ст. 137 и 138 УК РФ);
- умышленного уничтожения имущества (ст. 167 УК РФ);
- хулиганства (ст. 213 УК РФ).
Также существует административная ответственность за оскорбление, порчу имущества, мелкое хулиганство. Можно обратиться в суд с требованием компенсации от хулигана морального вреда. А если один гражданин следит за другим гражданином, вторгается в его личное пространство, оставляет комментарии на его странице в социальных сетях, но пока не наносит вреда здоровью или имуществу, то и обращаться в правоохранительные органы не с чем.
Отвергнутые поклонники и поклонницы, бывшие коллеги и партнеры анонимные фанаты медийной личности нередко становятся преследователями. Они могут быть знакомы со своей жертвой и даже хорошо знать ее привычки и распорядок дня. При этом современные технологии значительно расширяют возможности преследователей (сталкеров). Камеры в каждом телефоне упрощают возможность наблюдать за человеком. Утечка персональных данных дает доступ к адресам и телефонам десятков тысяч потенциальных жертв.
Полагаем необходимым введение дополнительных механизмов, которые могут повлечь применение мер упреждающего характера, защищающих жертву до совершения преступления. Любое агрессивное преследование через смс-сообщения, социальные сети также должно стать основанием для разбирательства.
Предполагается, что с заявлением о привлечении лица к ответственности за преследование будет необходимо обращаться в прокуратуру района по месту совершения правонарушения. Дела о соответствующем административном правонарушении будут рассматриваться мировыми судьями.
В случае принятия проекта федерального закона предлагается, чтобы он вступил в силу в общем порядке, предусмотренном статье 6 Федерального закона от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", - по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также не повлечет необходимости увеличения штатной численности органов государственной власти.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.