Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по охране здоровья
по проекту федерального закона N 592792-8 "О внесении изменений в статьи 226.1 и 248 Уголовного кодекса Российской Федерации" (в части уточнения ответственности за контрабанду и нарушение правил безопасности при обращении с патогенными биологическими агентами) внесен депутатами Государственной Думы И.А. Яровой, В.И. Пискаревым, Б.Н. Башанкаевым, А.В. Картаполовым, А.С. Прокопьевым, С.В. Кабышевым, Н.И. Осадчим, С.Д. Леоновым, Г.К. Араповым, Э.А. Валеевым, Д.И. Савельевым
Досье на проект федерального закона
В соответствии с Решением Совета Государственной Думы от 6 мая 2024 года (протокол N 164, пункт 86) Комитет Государственной Думы по охране здоровья рассмотрел проект федерального закона N 592792-8 "О внесении изменений в статьи 226.1 и 248 Уголовного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы И.А. Яровой, В.И. Пискаревым, Б.Н. Башанкаевым, А.В. Картаполовым, А.С. Прокопьевым, С.В. Кабышевым, Н.И. Осадчим, С.Д. Леоновым, Г.К. Араповым, Э.А. Валеевым, Д.И. Савельевым и сообщает следующее.
Федеральный закон от 30 декабря 2020 года N 492-ФЗ "О биологической безопасности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 492-ФЗ) установил основы государственного регулирования в области обеспечения биологической безопасности в Российской Федерации и определил комплекс мер, направленных на защиту населения и охрану окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов, на предотвращение биологических угроз (опасностей), создание и развитие системы мониторинга биологических рисков.
Указанным Федеральным законом также введено понятие "патогенные биологические агенты (патогены)" (далее - ПБА).
В Основах государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 11 марта 2019 года N 97, среди угроз указаны возможные противоправные действия с патогенными биологическими агентами, в том числе аварии на объектах, на которых находятся источники биологической опасности и (или) проводятся работы с патогенными биологическими агентами, диверсии и (или) террористические акты на этих объектах.
К ПБА относятся микроорганизмы, вирусы, белковоподобные инфекционные частицы (прионы), яды биологического происхождения (токсины) и иные биологические агенты, в том числе созданные в результате генетических манипуляций, применения технологий синтетической биологии и другой направленной деятельности, способные вызывать патологический процесс в организме человека, животного или в растениях, а также биологические материалы, в которых могут содержаться перечисленные патогены (часть 1 статьи 1 Федерального закона N 492-ФЗ).
Таким образом, особенностью ПБА является признак их опасности (патогенности) для людей, животных и растений и с учетом этого обстоятельства соответствующие изменения внесены в 2023 году в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) в части ответственности за террористический акт и диверсию.
Патогенность (опасность) биологических организмов в нормах СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" разделяется на группы I-IV. При этом общественно опасным признается нарушение правил безопасности при обращении с микроорганизмами, включенными в I и II группу (например, бактерии чумы, сибирской язвы, холеры). При этом такие ПБА, вызывающие при инфицировании человека и животных возникновение патологических процессов, не относятся ни к отравляющим, ни к ядовитым веществам, которые упомянуты в названии и диспозиции части первой статьи 226.1 УК РФ.
Таким образом, ПБА не являются химическими или отравляющими веществами и ввиду особого происхождения шире традиционного понятия "ядовитые вещества".
В целях укрепления биологической безопасности Российской Федерации законопроектом предлагается установить, что контрабанда ПБА через таможенную границу ЕАЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС согласно статье 226.1 УК РФ является уголовно-наказуемым деянием.
Кроме того, авторами предлагается уточнить нормы статьи 226.1 УК РФ и дополнить эту статью примечанием, определяющим, что перечень патогенных биологических агентов для целей применения этой статьи и статьи 248 УК РФ устанавливается Правительством Российской Федерации.
Также вностся ряд изменений в статью 248 УК РФ - понятие "опасные микробиологические либо другие биологические агенты или токсины" не тождественно законодательному определению ПБА и предлагаемая законопроектом корректировка позволит более четко определить содержание уголовно-правовой нормы и провести отличие от нарушения правил обращения с иными, непатогенными микроорганизмами.
Кроме того, по аналогии с другими статьями об ответственности за нарушение тех или иных правил безопасности эту статью предлагается дополнить частью третьей, предусматривающей более строгое наказание в виде лишения свободы за нарушение правил безопасности при обращении с ПБА, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, и одновременно с этим установить альтернативное наказание в виде принудительных работ на срок до пяти лет.
Комитет полагает, что рассматриваемый законопроект актуальным и концептуально верным.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по охране здоровья поддерживает концепцию проекта федерального закона N 592792-8 "О внесении изменений в статьи 226.1 и 248 Уголовного кодекса Российской Федерации" (в части уточнения ответственности за контрабанду и нарушение правил безопасности при обращении с патогенными биологическими агентами).
Настоящее заключение утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по охране здоровья 22 мая 2024 года, протокол N 102/4.
Председатель Комитета |
Б.Н. Башанкаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.