Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по защите конкуренции от 2 июля 2024 г. N 148
(восьмого созыва)
на проект федерального закона N 638771-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(в части совершенствования регулирования обращения биологических активных добавок)
внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по защите конкуренции (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 638771-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект), в части вопросов, отнесенных к ведению Комитета.
Законопроектом предлагается:
установить особенности обеспечения отдельных категорий граждан биологически активными добавками (далее - БАД), а именно возможности назначения им БАД медицинскими работниками;
наряду с действующим законодательным запретом обращения некачественных и небезопасных пищевых продуктов, материалов и изделий (являются опасными и (или) некачественными; не соответствуют предоставленной информации по соответствию требованиям российского законодательства; установлен факт фальсификации; не может быть подтверждена прослеживаемость; не имеют маркировки или товаросопроводительных документов), на тех же условиях установить запрет распространения информации, содержащей предложения о розничной торговле, в том числе дистанционным способом, БАД (если они являются опасными и (или) некачественными и т.д.).
При этом законопроектом предусматривается наделение Правительства Российской Федерации отдельными полномочиями по установлению требований к качеству БАД и особенностей их применения.
Указанный запрет предлагается установить в Федеральном законе от 2 января 2000 года N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ). В Федеральном законе от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" законопроектом предлагается закрепить положения, касающиеся запрета распространения информации, содержащей предложение о розничной торговле, в том числе дистанционным способом, БАД, розничная торговля которыми запрещена.
Согласно пояснительной записке законопроект разработан в целях в целях расширения применения БАД для охраны здоровья граждан и профилактики развития заболеваний (состояний) или их осложнений, совершенствования нормативно-правового регулирования в части обращения таких добавок, недопущения на рынок БАД ненадлежащего качества.
Комитет, не имея возражений относительно концепции законопроекта и поддерживая необходимость совершенствования законодательства в части регулирования обращения БАД, вместе с тем считает необходимым отметить следующее.
Статьей 1 законопроекта предусматриваются полномочия Правительства Российской Федерации (проектируемые пункты 1.1 и 1.2 статьи 6 Закона N 29-ФЗ) по установлению:
критериев качества БАД и сырья для их изготовления в зависимости от степени их влияния на здоровье человека, а также условий для обеспечения соблюдения таких критериев, в том числе в отношении БАД, произведенных на территории Российской Федерации;
особенностей применения БАД на территории Российской Федерации, особенностей регистрации таких добавок, произведенных отечественными производителями.
В соответствии со статьей 1 Закона N 29-ФЗ качество пищевых продуктов (к которым относятся БАД) определяется как совокупность характеристик безопасных пищевых продуктов, отвечающих требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, условиям договора, образцу, документам по стандартизации, технической документации, определяющим их потребительские свойства, пищевую ценность, аутентичность, сортность (калибр, категорию и иное), и удовлетворяющих физиологические потребности человека.
В соответствии с пунктом 1 статьи 52 Договора о Евразийском экономическом союзе в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, а также в целях обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения в рамках Евразийского экономического союза (далее - Союз, ЕАЭС) принимаются технические регламенты Союза.
Согласно пункту 2 статьи 52 Договора о Евразийском экономическом союзе государства-члены Союза обеспечивают обращение продукции, соответствующей требованиям технического регламента Союза (технических регламентов Союза), на своей территории без предъявления дополнительных по отношению к содержащимся в техническом регламенте Союза (технических регламентах Союза) требований к такой продукции и без проведения дополнительных процедур оценки соответствия.
Согласно статье 4 Технического регламента "О безопасности пищевой продукции", принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года N 880 (далее - Технический регламент "О безопасности пищевой продукции") БАД являются пищевой продукцией, а равно относятся к объектам технического регулирования Технического регламента "О безопасности пищевой продукции".
В соответствии со статьями 24 и 25 Технического регламента "О безопасности пищевой продукции" БАД относится к специализированной пищевой продукции, которая подлежит государственной регистрации и для которой установлен порядок такой регистрации.
Исходя из этого, представляется, что указанные положения законопроекта в части полномочий Правительства Российской Федерации (проектируемые пункты 1.1 и 1.2 статьи 6 Закона N 29-ФЗ) вступают в противоречие с указанными международными правовыми актами ЕАЭС, поскольку вопросы установления дополнительных требований к пищевой продукции должны регулироваться в соответствии с нормами Договора о Евразийском экономическом союзе.
При этом усматривается, что указанные положения законопроекта, предусматривая возможность установления требований ко всем основным характеристикам БАД как пищевой продукции (в соответствии с определением понятия "качество пищевых продуктов" из Закона N 29-ФЗ), имеют широкие пределы правоприменительного усмотрения относительно применения БАД, произведенных отечественными производителями. В свою очередь это повышает риск потери конкурентоспособности отечественных БАД, поскольку в случае установления дополнительных требований в соответствии с положениями законопроекта в силу изложенных норм правовых актов ЕАЭС такие требования к не должны будут применяться к пищевой продукции других государств-членов ЕАЭС.
Соответственно дополнительные требования могут быть предъявлены только к БАД отечественного происхождения, что может повлечь дополнительные издержки при производстве и реализации этой продукции и в целом поставить производителей отечественных БАД в неравные условия по отношению к конкурентам.
Таким образом, в целях исключения указанных рисков представляется целесообразным доработать указанные положения законопроекта с исключением из них возможности дискриминации отечественных производителей БАД.
Учитывая изложенное и цели законопроекта, Комитет Государственной Думы по защите конкуренции считает возможным поддержать его концепцию с учетом изложенных замечаний и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.К. Гартунг |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.