Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в пункт 7 статьи 38 Семейного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования правового регулирования отношений, связанных с разделом общего имущества супругов после расторжения брака.
В настоящее время в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Семейного кодекса Российской Федерации к требованиям супругов о разделе общего имущества супругов, брак которых расторгнут, применяется трехлетний срок исковой давности. При этом, согласно пункту 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 19 Постановления от 5 ноября 1998 г. N 15 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака" разъяснил, что течение трёхлетнего срока исковой давности для требований о разделе имущества, являющегося общей совместной собственностью супругов, брак которых расторгнут, следует исчислять не со времени прекращения брака, а со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Такое правовое регулирование порождает ряд проблем в правоприменительной практике, поскольку момент начала течения срока исковой давности связывается с субъективным фактором - осведомленностью супруга о нарушении своего права на общее имущество. Это приводит к правовой неопределенности, неединообразию судебной практики и затруднениям в реализации прав бывших супругов на раздел имущества.
В настоящее время вопрос о том, пропущен ли срок исковой давности по требованиям о разделе общего имущества, решается судьями в каждом конкретном деле. Из-за неясности момента начала течения срока исковой давности судебная практика по данной категории дел существенно разнится. В сходных ситуациях суды могут приходить к противоположным выводам, определяя начало течения срока исковой давности по-разному.
Такое положение вещей нарушает принцип правовой определенности и равенства перед законом. Граждане, находящиеся в равных условиях, могут получать различную степень защиты своих прав в зависимости от того, как суд истолкует норму о начале течения срока исковой давности. Это подрывает доверие к судебной системе и создает почву для злоупотреблений и недобросовестного поведения.
Неопределенность правового регулирования и широкие возможности для судейского усмотрения при определении начала течения срока исковой давности создают почву не только для злоупотреблений со стороны недобросовестных участников процесса, но и для коррупционных проявлений. Отсутствие четких и единообразных критериев исчисления данного срока может приводить к попыткам неправомерного воздействия на суд с целью принятия решения в пользу той или иной стороны. Это не только нарушает принцип независимости и беспристрастности судебной власти, но и подрывает саму основу правосудия.
Кроме того, существующие правила позволяют наследникам бывших супругов обращаться в суд с требованием о разделе общего имущества, если оно не было разделено при жизни наследодателя. Это создает дополнительные сложности и неопределенность в имущественных отношениях, особенно если с момента расторжения брака прошло значительное время.
Представляется, что с прекращением брачных отношений должен прекращаться и законный режим имущества супругов. После расторжения брака они уже не являются супругами, а значит, их имущественные отношения должны регулироваться иными нормами. Сохранение возможности раздела имущества в течение неопределенного срока после развода противоречит самой сути и назначению института брака.
Предлагается внести изменение в пункт 7 статьи 38 Семейного кодекса Российской Федерации, прямо указав, что трехлетний срок исковой давности по требованиям о разделе общего имущества бывших супругов исчисляется с момента расторжения брака.
Такое изменение позволит:
1) обеспечить единство и стабильность судебной практики по данной категории дел;
2) повысить уровень правовой определенности и предсказуемости в имущественных отношениях бывших супругов;
3) создать более понятный и прозрачный механизм исчисления срока исковой давности;
4) стимулировать супругов к своевременному разрешению вопросов о разделе имущества после развода;
5) снизить риски злоупотреблений и недобросовестного поведения при разделе имущества;
6) привести семейное законодательство в соответствие с принципами правовой определенности и стабильности;
Принятие законопроекта будет способствовать более эффективной защите прав и интересов граждан при разделе общего имущества после расторжения брака, обеспечению стабильности имущественных отношений и укреплению института брака в целом.
Предлагаемые изменения не потребуют дополнительных расходов из федерального бюджета и не повлекут негативных социально-экономических, политических или иных последствий.
Законопроектом предусматривается, что изменения вступают в силу с 1 января 2025 года. Этот срок позволит обеспечить надлежащее информирование граждан, адаптацию правоприменительной практики и проведение необходимых организационных мероприятий.
В целом, предлагаемое изменение направлено на повышение эффективности правового регулирования имущественных отношений супругов и бывших супругов, обеспечение определенности и стабильности гражданского оборота, защиту прав и интересов всех участников семейных отношений. Законопроект соответствует целям развития семейного законодательства и отвечает интересам общества и государства.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в пункт 7 статьи 38 Семейного кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в пункт 7 статьи 38 Семейного кодекса Российской Федерации" не повлечет за собой дополнительных финансовых расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в пункт 7 статьи 38 Семейного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в пункт 7 статьи 38 Семейного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.