Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 101 и 119 Трудового кодекса Российской Федерации в части ограничения использования ненормированного рабочего дня" разработан в целях защиты законных прав и интересов работников на отдых и на установленную федеральным законом продолжительность рабочего времени путем ограничения права работодателя на применение режима ненормированного рабочего дня.
Согласно статье 101 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) ненормированный рабочий день - это особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени.
В отличие от сверхурочных работ, предполагающих повышенную оплату или предоставление дополнительного времени отдыха (не менее времени, отработанного сверхурочно), продолжительность ненормированного рабочего дня законодательно не ограничена.
"Необходимость" и "эпизодичность" привлечения к выполнению трудовых функций за пределами установленной для работников продолжительности рабочего времени являются оценочными категориями, приблизительные ориентиры по которым ни законодательно, ни судами не установлены.
В качестве компенсации за работу с ненормированным рабочим днем статья 119 ТК РФ предусматривает предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, но не может быть менее трех календарных дней.
При этом законодательно не устанавливается никакой связи между фактически отработанным временем за пределами рабочего дня и продолжительностью предоставляемого за это работнику дополнительного отпуска. Трехдневный отпуск может получить как работник, ни разу не привлекавшийся к работе после окончания своего рабочего времени, так и тот, который значительно "переработал".
Часто трудовые споры между работником и работодателем возникают не из-за ненормированного рабочего дня, а по причине отсутствия учета фактически отработанного времени. Это означает, что работники фактически начинают жить на работе за три дополнительных выходных дня в году, то есть за минимальную гарантию, которую большинство работодателей не стремятся увеличивать, хотя они таким правом наделены.
Отсутствие законодательно установленного ограничения продолжительности ненормированного рабочего дня, необходимости учета отработанного работником времени за пределами установленной для него продолжительности рабочего дня (смены), связи между фактически отработанным за пределами рабочего дня временем и продолжительностью предоставляемого за это работнику дополнительного отпуска приводит к тому, что работодатели часто злоупотребляют применением ненормированного рабочего дня, заменяют данным понятием сверхурочную работу, устанавливают такой режим работы большинству работников в организациях как государственной (муниципальной), так и частной форм собственности. При этом работники, работающие в режиме ненормированного рабочего дня, как правило, не привлекаются к сверхурочным работам.
Необходимость принятия в период пандемии многими компаниями мер по экономии средств привела к тому, что сотрудники стали работать более продолжительное время, получая ту же заработную плату. В период пандемии существенно изменился и сам характер работы многих людей, дистанционная работа стала нормой во многих отраслях промышленности, нередко стирая грань между домом и работой.
Результаты исследования, проведенного в 2021 году аналитическим центром сервиса для управления бизнесом "Битрикс24", свидетельствуют о том, что почти половина россиян (47%) вынуждены работать сверхурочно. В 2022 году платформа по поиску работы SuperJob провела опрос, согласно которому больше 50% опрошенных указали, что регулярно перерабатывают в среднем на 28% от трудочасов, определенных трудовым договором.
В 2024 году по сведениям портала "Работа.ру" в 60% компаний работники регулярно перерабатывают. Согласно международным исследованиям россияне в среднем тратят на работу дополнительных 21,2 часа в месяц. Результаты этих исследований не меняются годами, а статистика даже усугубляется, поскольку переработка стала частью корпоративной культуры в России, выгодной для работодателя.
Согласно медицинским исследованиям переработки негативно сказываются на здоровье граждан. Увеличение продолжительности работы увеличивает риск развития инсульта на 35%, смерти от ишемической болезни сердца на 17%, повышается производственный травматизм. Особенно сильно переработка сказывается на здоровье мужчин, на которых приходится 72% всех смертей.
Кроме того, у этой проблемы есть и психологическая сторона, которая выражается в нехватке времени на общение с семьей, что выливается в конфликты и часто приводит к распаду семьи. Согласно данным Росстата россияне за последние 10 лет стали реже вступать в брак, при этом статистика разводов неуклонно растет. По официальным данным Росстата, за 2022 год в России развелись 683 тысячи пар, а всего только за семь месяцев 2023 года количество разводов достигло 400 тысяч.
Все это свидетельствует о необходимости законодательного ограничения продолжительности ненормированного рабочего дня. Ведь в конечном счете это приводит к повышенной нагрузке на систему здравоохранения, убыли населения, разрушению института семьи и падению рождаемости.
С целью исключения возможности злоупотребления работодателями своим правом на применение режима ненормированного рабочего дня в ущерб законным правам и интересам работников законопроектом предлагается внести изменения в статьи 101 и 119 ТК РФ, предусматривающие:
- установление предельного количества часов переработки в режиме ненормированного рабочего дня (не выше 120 часов в год);
- необходимость точного учета времени, фактически отработанного каждым работником за пределами установленной для него продолжительности рабочего дня (смены);
- установление продолжительности предоставляемого дополнительного отпуска в зависимости от времени, фактически отработанного за пределами рабочего дня.
Одновременно предусмотрено исключение применения данных положений для руководителей организаций (филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений), их заместителей и главных бухгалтеров, а также для заключивших трудовые договоры членов коллегиальных исполнительных органов организаций, поскольку организовать учет времени их работы в неурочные часы не представляется возможным. Особенности применения ненормированного рабочего дня в отношении указанных работников могут устанавливаться учредительными документами юридического лица (организации), локальными нормативными актами, трудовыми договорами либо решениями работодателя, уполномоченных органов юридического лица, а равно и собственника имущества организации или уполномоченных собственниками лиц (органов).
Принятие законопроекта позволит защитить законные права и интересы работников на отдых, обеспечит сохранение их здоровья.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 101 и 119 Трудового кодекса Российской Федерации в части ограничения использования ненормированного рабочего дня"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 101 и 119 Трудового кодекса Российской Федерации в части ограничения использования ненормированного рабочего дня" не повлечет за собой изменения финансовых обязательств государства и не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 101 и 119 Трудового кодекса Российской Федерации в части ограничения использования ненормированного рабочего дня"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 101 и 119 Трудового кодекса Российской Федерации в части ограничения использования ненормированного рабочего дня" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.