Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "Об особенностях изменения условий договора кредита (займа) по требованию заемщика-субъекта малого и среднего предпринимательства или заемщика-физического лица, применяющего специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (далее - законопроект) разработан во исполнение поручения по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29.02.2024 1.
Законопроект предусматривает возможность заемщика-субъекта малого и среднего предпринимательства обратиться к кредитору с требованием о предоставлении льготного периода по кредиту (займу).
Предусмотренный Федеральным законом N 106-ФЗ 2 механизм "кредитных каникул" показал достаточно высокую эффективность в качестве оперативной меры, направленной на предотвращение дефолтов заемщиков, столкнувшихся с кризисными ситуациями, не прибегая к крайней мере в виде банкротства. Данные, полученные по результатам проводимого мониторинга эффективности предпринимаемых мер поддержки граждан и экономики, позволяют сделать вывод о сохранении востребованности механизма "кредитных каникул" у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Максимальный размер кредита (займа), по которому заемщик вправе обратиться с требованием о предоставлении льготного периода, в соответствии с законопроектом, устанавливается Правительством Российской Федерации.
До установления Правительством Российской Федерации такого максимального размера кредита (займа), законопроектом предусматриваются следующие ключевые параметры предоставления льготного периода:
льготный период предоставляется по одному договору кредита (займа) не чаще, чем раз в 5 лет;
максимальный размер кредита (займа), по которому предоставляется право на льготный период для микропредприятий составляет 60 млн. рублей, для малых предприятий - 400 млн. рублей, для средних предприятий - 1 млрд рублей.
Льготный период предоставляется по заявлению заемщика без предъявления к нему специальных требований (снижение объемов выручки, осуществление деятельности в определенных отраслях и иных).
В течение льготного периода кредитор по общему правилу начисляет проценты за пользование кредитом (займом) по ставке, предусмотренной договором. В случае существенного изменения значения ключевой ставки Банка России по договорам с применением ставки в виде фиксированной величины проценты начисляются по ставке равной размеру ключевой ставки Банка России, увеличенной на один процентный пункт.
При этом заемщик погашает только начисляемые проценты и не обязан вносить платежи в полном размере, предусмотренном договором, что позволит существенно снизить долговую нагрузку заемщика.
Проектируемый механизм "кредитных каникул" распространяется также на физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (самозанятых). Максимальный размер кредита (займа), по которому самозанятый вправе обратиться с требованием о предоставлении льготного периода, до установления иного размера Правительством Российской Федерации, составляет 10 млн. рублей.
Кроме того, следует учитывать, что в отношениях с юридическими лицами достаточно часто условия договора предусматривают необходимость погашения всей суммы кредита одним платежом. В таком случае заемщик получит возможность перенести срок внесения такого платежа на 6 месяцев.
Предлагаемые изменения позволят снизить риски дефолтов заемщиков-субъектов малого и среднего предпринимательства и физических лиц-самозанятых, а также уменьшить риски для финансовой устойчивости кредиторов.
Принятие федерального закона "Об особенностях изменения условий договора кредита (займа) по требованию заемщика-субъекта малого и среднего предпринимательства или заемщика-физического лица, применяющего специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" не окажет влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Принятие федерального закона не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принятие федерального закона не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований и не окажет влияние на доходы или расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
На рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации отсутствуют проекты федеральных законов (федеральные законы) с аналогичным содержанием.
------------------------------
1Абзац 4 подпункта "а" пункта 18 Перечня поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29.02.2024 (N Пр-616 от 30.03.2024).
2Федеральный закон от 03.04.2020 N 106-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа".
------------------------------
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "Об особенностях изменения условий договора кредита (займа) по требованию заемщика-субъекта малого и среднего предпринимательства или заемщика-физического лица, применяющего специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход"
Принятие Федерального закона "Об особенностях изменения условий договора кредита (займа) по требованию заемщика-субъекта малого и среднего предпринимательства или заемщика-физического лица, применяющего специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "Об особенностях изменения условий договора кредита (займа) по требованию заемщика-субъекта малого и среднего предпринимательства или заемщика-физического лица, применяющего специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход"
В связи с принятием Федерального закона "Об особенностях изменения условий договора кредита (займа) по требованию заемщика-субъекта малого и среднего предпринимательства или заемщика-физического лица, применяющего специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.