Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 684815-8 "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча"
Досье на проект федерального закона
Данный законопроект разработан и вносится в связи с необходимостью восстановления справедливости по вопросу предоставления государственных мер социальной поддержки, указанные в статье 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", детям и подросткам, страдающим болезнями вследствие аварии на ПО "Маяк" или обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения одного из родителей.
В соответствии с частью второй статьи 25 Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 проявлена государственная забота о предоставлении мер социальной поддержки, изложенных в статье 14 этого же Закона, детям и подросткам, страдающим болезнями вследствие аварии на Чернобыльской АЭС или обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения одного из родителей, государственных гарантий оказания мер социальной поддержки.
Данная норма части второй статьи 25 вышеуказанного Закона РФ (по аварии на Чернобыльской АЭС) о предоставлении государственных мер социальной поддержки детям и подросткам, страдающим болезнями вследствие аварии на чернобыльской АЭС или обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения одного из родителей, в состав ныне действующей статьи 12 Федерального закона N 175-ФЗ от 26.11.1998 года (в редакции Федерального закона N 414-ФЗ от 28.12.2010 года) "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" до настоящего времени не включена, и нынешние дети и подростки, страдающие болезнями вследствие аварии на ПО "Маяк" или обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения одного из родителей, не имеют права на предоставление им указанных мер социальной поддержки, хотя результаты воздействия радиоактивного облучения или обусловленные генетическими последствиями радиоактивного облучения одного из их родителей на их здоровье сказываются не меньше, чем у детей и подростков, страдающих от результатов воздействия радиоактивного облучения, полученных их родителями из-за аварии на ЧАЭС.
Учитывая изложенное, а также неоднократные обращения граждан, пострадавших в результате воздействия радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, в которых они справедливо ставят вопрос о распространении на их детей и подростков, нормы, указанной в части второй статьи 25 Закона N 1244-1 от 15.05.1991 года, разработан данный законопроект в котором предлагается внести соответствующее изменение в статью 12 Федерального закона от 26.11.1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", изложив её в следующей редакции:
"Статья 12. Детям и подросткам, страдающим заболеваниями вследствие воздействия радиации на их родителей, гарантируются меры социальной поддержки, указанные в статье 14, статье 25 и пункте 4 части третьей статьи 27.1 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Необходимо отметить, что в указанной статье 12 Федерального закона от N 175-ФЗ от 26.11.1998 года (в редакции Федерального закона от 28.12.2010 года N 414-ФЗ) часть первая статьи 25 законопроектом дополняется частью второй статьи 25 Закона N 1244-1 от 12.05.1991 года следующего содержания:
"Детям и подросткам, страдающим болезнями вследствие чернобыльской катастрофы или обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения одного из родителей, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 14 настоящего Закона. Эти же меры социальной поддержки распространяются и на последующие поколения детей в случае развития у них заболеваний вследствие чернобыльской катастрофы или обусловленных генетическими последствиями радиоактивного облучения одного из родителей.".
Необходимо также обратить внимание на то, что в части первой статьи 25 указанного чернобыльского Закона N 1244-1 от 12.05.1991 года в основном гарантии социальной поддержки предоставляются следующим категориям граждан и детей:
"Одному из родителей либо бабушке, дедушке, опекуну (попечителю) детей и подростков в возрасте до 18 лет, проживающих в зоне отселения и зоне проживания с правом на отселение, эвакуированных и переселенных из зон отчуждения, отселения, проживания с правом на отселение, включая тех, которые на день эвакуации находились во внутриутробном состоянии, детям первого поколения граждан, указанных в пунктах 1 - 3 и 6 части первой статьи 13 настоящего Закона, родившимся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей, а также детям второго и последующих поколений указанных граждан, если родители (один из родителей) таких детей страдают болезнями вследствие чернобыльской катастрофы или обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения..." (в ред. Федерального закона от 05.12.2022 N 506-ФЗ). то есть гарантии установлены для социальной поддержки детей и подростков в возрасте до 18 лет (здоровых), у которых родители страдают болезнями вследствие чернобыльской катастрофы или обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения.
В законопроекте предлагается ввести норму части второй статьи 25 вышеуказанного чернобыльского Закона, которая гарантирует меры социальной поддержки детям и подросткам, страдающим болезнями вследствие чернобыльской катастрофы или обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения одного из родителей, в состав статьи 12 Федерального закона N 175-ФЗ от 26.11.1998 года, чтобы дети и подростки, страдающие болезнями вследствие радиоактивного облучения родителей вследствие аварии на ПО "Маяк" и обусловленные генетическими последствиями радиоактивного облучения одного из родителей, имели право на указанные меры социальной поддержки.
В настоящее время законодательно установленной нормы по социальной поддержке этих детей и подростков, страдающих указанными болезнями, до сих пор не имеется.
Основания для установления этой важной нормы государственной социальной поддержки детей и подростков, страдающих болезнями вследствие аварии на ПО "Маяк" вследствие того, что их родители пострадали в период воздействия радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, аналогичным мерам социальной поддержки, указанным в части второй статьи 25 Федерального закона N 1244-1 12.05.1991 года, следующие:
1) оппоненты при сравнении объемов поражающих факторов в этих двух страшных авариях утверждают, что объемы выброса радиации на химкомбинате "Маяк" в 1957 году было в 199 раз меньше, чем на Чернобыльской АЭС, но не отмечают, что основным фактором является поражающий фактор, который на комбинате "Маяк" является все таки более опасным;
2) в отличие от аварии 1986 года на Чернобыльской АЭС, где основным поражающим веществом был йод-131 с периодом полураспада 8 суток, в аварии на комбинате "Маяк основными поражающими веществами были стронций-90 и цезий-137, которые живут порядка 30 лет, а период полного распада стронций-90 составляет более 300 лет;
3) необходимо напомнить о том, что при рассмотрении поражающих факторов даже по прошествии 68 лет весьма острой являются ситуации:
- с рекой Теча и озером Карачай, которые также подверглись страшному радиационному загрязнению, но не по причине катастрофы 1957 года, а из-за сброса радиоактивных отходов в их воды. Также никто не обращает внимания на то, что в экосистему реки Теча попала свыше 76 млн. куб. метров сточных радиоактивных вод. На дне реки накопился гигантский объем радиоактивного ила, содержащий в основном стронций-90 и цезий-137. И об этом жителей 40 населенных пунктов, которые проживали около реки, никто об этой опасности не предупреждал, в отличие от ситуации с Чернобыльской АЭС;
- что с октября 1951 года озеро Карачай использовалось для хранения радиоактивных отходов. Накопленное им количество радионуклидов эквивалентно 6 Чернобылям. Состав радионуклидов в озере на 60% состоит из цезия-137 и на 40% из стронция-90. Причем только 7% содержится в воде. Остальные - в иле и на дне. С ветром с поверхности озера загрязненную воду относило в окружающую среду. Также во время обмеления озера ветрами разносило в окружающую среду радиоактивный ил. Только в 1986 году начались работы по засыпке водоёма.
- государство только в 1951 году начало проводить мероприятия по защите населения от радиации. Однако у 23,5 тыс. жителей, которые проживали в 40 населенных пунктах на берегу реки Теча, уже скопились сверх критичные дозы радиации.
- комбинат "Маяк" продолжает работать, и заметной остается авария 1967 года, когда ветер разнес с обмелевшего озера Карачай радиоактивный ил в окружающую среду.
Учитывая вышеизложенное предлагается рассмотреть и принять данные изменения, изложенные в законопроекте, в целях оказания государственной социальной поддержки жителям и их детям, пострадавшим от этой страшной аварии, случившейся в ходе проведении оборонных мероприятий для защиты СССР от возможных нападений империалистических сил США и его сателлитов.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча"
Введение в действие Федерального закона "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" потребует дополнительных расходов за счет средств бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в целях финансирования расходов на предоставление государственных мер социальной поддержки детям и подросткам, страдающим болезнями вследствие аварии на Производственном объединении "Маяк" и на реке Теча или обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения одного из их родителей в соответствии с со статьями 14 и 25 Закона N 1244-1 от 15.05.1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Необходимо отметить, что по сравнению с ранее принятой нормой статьи 12 Федерального закона от 26.11.1998 года N 175-ФЗ (в ред. Федерального закона от 28.12.2010 года N 414-ФЗ) в предлагаемом законопроектом варианте в эту статью 12 вводится статья 25 Закона N 1244-I от 15.05.1991 года полностью, то есть кроме первой части статьи 25 (в нынешней редакции) войдет и вторая её часть следующего содержания:
"Детям и подросткам, страдающим болезнями вследствие чернобыльской катастрофы или обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения одного из родителей, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 14 распространяются и на последующие поколения детей в случае развития у них заболеваний вследствие чернобыльской катастрофы или обусловленных генетическими последствиями радиоактивного облучения одного из родителей.".
В соответствии с Пояснительной запиской к проекту Федерального закона "О бюджете Пенсионного и социального) фонда Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов":
1) расходы на финансирование выплат пособий гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и материнством, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, сверх установленных законодательством норм на 2024 год составят:
- в соответствии с Федеральным законом от 15.05.1991 г. N 1244-1 в связи катастрофой на Чернобыльской АЭС - 21,5 млн. рублей.
- в соответствии с Федеральным законом от 26.11.1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросом радиоактивных отходов в реку Теча" составят 277,1 тыс. рублей или 1,28% по отношению к расходам на выплату пособий на случай на случай временной нетрудоспособности и материнством гражданам, пострадавшим в результате аварии на ЧАЭС.
2) расходы на предоставление мер социальной поддержки граждан, подвергших воздействию радиации (в связи с авариями на ЧАЭС, ПО "Маяк" и на Семипалатинском полигоне) составят в 2024 году 24,5 млрд. рублей.
В процентом соотношении расходы на социальную поддержку детям и подросткам, страдающим болезнями вследствие аварии на Производственном объединении "Маяк" и на реке Теча или обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения одного из их родителей по отношению к общим расходам 24,4 млрд руб., указанных выше, могут составить 313,6 млн. рублей:
1,28% х 24,5 млрд рублей = 313,6 млн. рублей.
С учетом предлагаемого законопроектом введения в состав статьи 12 Федерального закона 26.11.1998 года N 175-ФЗ нормы части второй статьи 25 Федерального закона N 1244-I от 15.05.1991 года потребуется выделить средства федерального бюджета и перечислить их в порядке трансферта в бюджет Социального фонда на 2025 год для социальной поддержки детей и подростков, страдающих болезнями вследствие аварии на Производственном объединении "Маяк" и на реке Теча или обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения одного из их родителей на общую сумму 313,6 млн. рублей.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию, утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" потребуется внести изменения в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.