Досье на проект федерального закона
В связи с необходимостью усиления безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса (далее - ТЭК) и транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства, совершаемых при помощи беспилотных аппаратов, в последнее время приняты изменения в Федеральный закон от 21 июля 2011 года N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" (далее - Федеральный закон N 256-ФЗ) и Федеральный закон от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Федеральный закон N 16-ФЗ), которые наделяют подразделения, обеспечивающие физическую защиту категорированных объектов ТЭК, и подразделения транспортной безопасности правом противодействия беспилотным аппаратам.
Вместе с тем практика организации защиты критически важных объектов от угроз, связанных с применением беспилотных аппаратов, выявила необходимость (наряду с подавлением или преобразованием сигналов дистанционного управления беспилотными аппаратами, воздействием на их пульты управления) осуществлять воздействие средствами радиоэлектронной борьбы на бортовые приемники сигналов спутниковых и иных навигационных систем указанных аппаратов. Это связано с тем, что используемые сегодня против России беспилотные аппараты могут продолжать двигаться и поражать цели, используя только системы спутниковой навигации и не имея иных каналов управления.
Наделение подразделений, привлеченных к физической охране категорированных объектов ТЭК и транспортной инфраструктуры, правом воздействия на бортовые приемники сигналов систем навигации повысит уровень защищенности объектов от тех типов беспилотных аппаратов, которые сегодня используются для нанесения ударов по территории России и расположенным на ней важным промышленным объектам.
В связи с этим предлагается внесение соответствующих изменений в статью 6.1 Федерального закона N 256-ФЗ и подпункт "б" пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 30 января 2024 года N 2-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Кроме того, законопроект направлен на усиление правовых гарантий и защиту работников частной и ведомственной охраны от возможных претензий третьих лиц в случае нанесения ущерба при отражении атаки беспилотных аппаратов на защищаемый объект.
Результаты анализа законодательства Российской Федерации показывают, что данная проблема в достаточной степени урегулирована в отношении сотрудников полиции (пункт 9 статьи 18 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции"), военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии Российской Федерации (пункт 14 статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации"). В то же время законодательство о частной охранной деятельности и ведомственной охране данный вопрос не регламентирует.
Вместе с тем физическую защиту более 80% объектов ТЭК в настоящее время обеспечивают частные охранные организации, в том числе "корпоративные", создаваемые в соответствии с Федеральным законом N 256-ФЗ.
Предлагается дополнить Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 года N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" и Федеральный закон от 14 апреля 1999 года N 77-ФЗ "О ведомственной охране" положениями, закрепляющими освобождение от ответственности работников частной и ведомственной охраны за вред, причиненный третьим лицам, при правомерном применении оружия и специальных технических средств противодействия беспилотным аппаратам в целях защиты охраняемого объекта.
Также необходимо отметить, что для эффективного противодействия атакам беспилотных аппаратов большое значение имеет их раннее обнаружение.
На сегодняшний день работники ведомственной охраны имеют право на применение специальных средств и огнестрельного оружия на охраняемых объектах, вне охраняемых объектов только при преследовании лиц, совершивших преступление или административное правонарушение на охраняемых объектах.
В связи с этим предлагается дополнить Федеральный закон от 14 апреля 1999 года N 77-ФЗ "О ведомственной охране" положением, наделяющим работников ведомственной охраны правом применять специальные средства и огнестрельное оружие вне охраняемых объектов при пресечении функционирования беспилотных аппаратов в целях их защиты.
Кроме того, в настоящее время отсутствуют единые подходы к категорированию объектов ТЭК, расположенных на территории объектов транспортной инфраструктуры, что вызвано, в первую очередь, несогласованностью норм Федерального закона N 16-ФЗ и Федерального закона N 256-ФЗ.
В связи с этим предлагается дополнить Федеральный закон N 16-ФЗ положениями, определяющими критерии выделения объектов ТЭК, расположенных на территории объектов транспортной инфраструктуры и подлежащих категорированию в соответствии с требованиями Федерального закона N 256-ФЗ.
При этом в отношении объектов транспортной инфраструктуры, расположенных в границах объектов ТЭК, Федеральным законом N 256-ФЗ вопрос определения правового режима их функционирования урегулирован.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.