Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в целях совершенствования правового регулирования статуса газораспределительной организации, а также обеспечения беспрепятственного доступа к местным газораспределительным сетям при осуществлении газораспределительными организациями мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства и газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения, в том числе в рамках реализации программы социальной газификации (бесплатного подключения домовладений граждан, медицинских и образовательных организаций к источникам газоснабжения в газифицированных населенных пунктах) в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, включенными в перечни от 31.05.2020 N Пр-907, от 02.05.2021 N Пр-753, от 30.10.2022 N Пр-2067, повышения уровня безопасности эксплуатации газораспределительных сетей и их объектов.
Законопроектом предусмотрено внесение изменений в понятие газораспределительной организации, которую предлагается определять через критерии отнесения юридических лиц к газораспределительным организациям с наделением Правительства Российской Федерации полномочиями по утверждению таких критериев.
Предлагаемые поправки позволят корректировать требования к газораспределительным организациям с учетом социально-экономический ситуации, обеспечивая условия для снижения тарифной нагрузки на потребителей, транспортировка газа которым осуществляется по сетям небольшой протяженности, принадлежащим застройщикам или производственным организациям, эксплуатирующим газопроводы, используемые преимущественно для поставки газа одному потребителю (например, котельная на территории жилого комплекса или предприятий). Такие организации, как правило, не имеют в своем составе аварийно-диспетчерской службы, персонала, выполняющего работы по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, и не участвуют в реализации мероприятий по газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций. При этом для указанных организаций в настоящее время устанавливаются транзитные тарифы, что влечет за собой рост тарифной нагрузки на потребителей.
Законопроект вводит регулирование порядка действий органов местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченных органов исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя в случае выявления бесхозяйных газораспределительных сетей и их объектов, определяет их обязанности по содержанию и обслуживанию такой газораспределительной сети и ее объектов до принятия ее в муниципальную собственность, обеспечению ее соответствия требованиям безопасности, а также разграничение ответственности за соблюдение требований безопасности при техническом обслуживании бесхозяйной газораспределительной сети и ее объектов.
Наряду с этим законопроектом предусматривается возможность установления по ходатайству газораспределительных организаций безвозмездного публичного сервитута на газораспределительные сети и их объекты, в отношении которых у газораспределительной организации отсутствуют права, в рамках которых могут осуществляться регулируемые виды деятельности по оказанию услуг по транспортировке природного газа по газораспределительным сетям, по технологическому присоединению газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, обеспечению подачи природного газа его потребителям. Целями установления указанного публичного сервитута являются обеспечения доступа газораспределительной организации к обременяемым газораспределительным сетям и их объектам в целях осуществления регулируемых видов деятельности по оказанию услуг по транспортировке природного газа по газораспределительным сетям и по технологическому присоединению газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, обеспечения подачи природного газа его потребителям.
В целях предотвращения дальнейшего формирования массива бесхозяйных газораспределительных сетей и их объектов при отказе от права собственности на них законопроектом по аналогии с правовым регулированием соответствующих вопросов в земельном законодательстве Российской Федерации (пункт 1.1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации) предусмотрена процедура одновременного возникновения права муниципальной собственности на указанные газораспределительные сети и их объекты. При этом вносятся соответствующие изменения в Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", который дополняется статьей 56.1 "Особенности осуществления государственной регистрации прекращения права собственности на газораспределительную сеть и ее объекты вследствие отказа от права собственности".
Изменения в часть третью статьи 27 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон), которые предусмотрены законопроектом, направлены на формирование единообразного подхода к регулированию условий доступа к газораспределительным сетям и их объектам и (или) сетям газопотребления и их объектам за счет распространения запрета препятствовать транспортировке и подаче газа по указанным сетям их объектам потребителям, а также технологическому присоединению к указанным сетям и их объектам при наличии пропускной способности таких сетей (в том числе требовать плату за технологическое присоединение к ним) на всех правообладателей газораспределительных сетей и их объектов и (или) сетей газопотребления и их объектов, начиная с 2027 года.
Соответствующие изменения призваны устранить дисбаланс в объеме обязанностей правообладателей газораспределительных сетей и их объектов и (или) сетей газопотребления и их объектов, который наблюдается вследствие дифференциации указанных правообладателей по субъектному составу и распространения действия установленного частью третьей статьи 27 Закона запрета исключительно на юридических лиц.
Учитывая изложенную концепцию, а также принимая во внимание действующее правовое регулирование статуса субъектов естественных монополий и условий осуществления ими регулируемых видов деятельности, законопроектом предусмотрено введение запрета для лиц, владеющих на праве собственности или ином законном основании газораспределительными сетями и их объектами и (или) сетями газопотребления и их объектами, которые не оказывают услуги по транспортировке газа по указанным сетям и их объектам, требовать плату за технологическое присоединение к указанным сетям и их объектам, а также за дачу согласия на технологическое присоединение к указанным сетям и их объектам.
Законопроект также предусматривает введение нормы о том, что собственники газораспределительных сетей и их объектов, которые не оказывают услуги по транспортировке газа, вправе по своему выбору:
отказаться от права собственности на указанные газораспределительные сети и их объекты;
передать указанные газораспределительные сети и их объекты во временное владение и пользование или во временное пользование газораспределительной организации, с сетями которой технологически непосредственно связаны указанные газораспределительные сети и их объекты, на срок не менее пяти лет с предоставлением права осуществления технологического присоединения к ним, подачи природного газа его потребителям;
произвести отчуждение указанных газораспределительных сетей и их объектов в пользу газораспределительной организации, с сетями которой технологически непосредственно связаны указанные газораспределительные сети и их объекты;
внести их в уставный (складочный) капитал хозяйственного товарищества (общества) или в качестве пая в паевой фонд производственного кооператива, в уставный фонд государственного или муниципального унитарного предприятия).
Предоставляя возможность самостоятельного выбора способов передачи прав владения и пользования газораспределительными сетями и их объектами газораспределительной организации, с сетями которой они технологически непосредственно связаны, а также возможность отчуждения газораспределительных сетей и их объектов в пользу газораспределительной организации без установления дополнительных требований к последней, предлагаемое законопроектом правовое регулирование не влечет за собой принудительное прекращение права собственности основных абонентов на созданные ими газораспределительные сети и их объекты и не препятствует возможности получения указанными лицами прибыли от использования своего имущества путем учреждения газораспределительных организаций и передачи им соответствующих газораспределительных сетей и их объектов с возможностью последующего участия в распределении Прибыли от осуществления регулируемых видов деятельности по транспортировке газа и осуществлению подключения (технологического присоединения).
При этом вводится норма о том, что в случае принятия собственниками газораспределительных сетей и их объектов, которые не оказывают услуги по транспортировке газа, решения о передаче указанных газораспределительных сетей и их объектов во временное владение и пользование или во временное пользование газораспределительной организации, с сетями которой технологически непосредственно связаны указанные газораспределительные сети и их объекты, на срок не менее пяти лет с предоставлением права осуществления технологического присоединения к ним, подачи природного газа его потребителям, либо об отчуждении указанных газораспределительных сетей и их объектов в пользу газораспределительной организации, с сетями которой технологически непосредственно связаны указанные газораспределительные сети и их объекты, для газораспределительной организации является обязательным заключение соответствующих договоров в случае, если они являются безвозмездными, а также договора аренды, размер арендной платы по которому не превышает сумму, обеспечивающую возмещение собственникам газораспределительных сетей и их объектов, не оказывающим услуги по транспортировке газа по указанным сетям и их объектам, следующих затрат:
налога на имущество в отношении переданных в пользование газораспределительных сетей и их объектов;
расходов на исполнение обязательств по уплате земельного налога на земельные участки, используемые для размещения и эксплуатации переданных в пользование газораспределительных сетей и их объектов, если они находятся в собственности собственника или иного законного владельца указанных газораспределительных сетей и их объектов;
расходов на внесение арендной платы или платы за сервитут при использовании для размещения и эксплуатации переданных в пользование газораспределительных сетей и их объектов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Сведения об указанных газораспределительных сетях и их объектах вносятся в межрегиональные и региональные программы газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, в рамках которых определяются этапы приобретения газораспределительными организациями прав на указанные газораспределительные сети и их объекты для целей учета расходов газораспределительных организаций на текущий ремонт и содержание (в том числе по техническое обслуживание), эксплуатацию таких газораспределительных сетей и их объектов при установлении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям. При этом заключенные в соответствии с указанными положениями договоры, заключение которых для газораспределительной организации является обязательным, считаются заключенными под отлагательным условием, которым признается принятие федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов решения об установлении газораспределительной организации тарифа на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям с учетом указанных расходов.
С учетом необходимости оценки юридическими и физическими лицами, которые являются правообладателями газораспределительных сетей и их объектов и не оказывают услуги по транспортировке газа по таким газораспределительным сетям и их объектам, возможности и перспектив создания на их базе газораспределительной организации законопроектом для реализации соответствующего комплекса правовых мер предусмотрен переходный период до 01.01.2027, в рамках которого определен в том числе соответствующий срок вступления в силу положений о распространении действия установленного частью третьей статьи 27 Закона запрета на физических лиц (пункт 1 статьи 2 законопроекта).
Кроме того, законопроектом вводится обязанность юридических и физических лиц, которые не оказывают услуги по транспортировке газа, являющихся собственниками газораспределительных сетей и их объектов, заключить с газораспределительной организацией, с сетями которой технологически непосредственно связаны принадлежащие им газораспределительные сети и их объекты, договор на техническое обслуживание указанных газораспределительных сетей и их объектов в течение одного месяца со дня возникновения права собственности на них.
Предусмотрены переходные положения для юридических и физических лиц, которые не оказывают услуги по транспортировке газа, являющихся собственниками газораспределительных сетей и их объектов на день официального опубликования настоящего Федерального закона: граждане и организации, относящиеся к указанной категории, обязаны заключить с газораспределительной организацией, с сетями которой технологически непосредственно связаны принадлежащие им газораспределительные сети и их объекты, договор на техническое обслуживание указанных газораспределительных сетей и их объектов в течение трех месяцев со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Предлагаемые в законопроекте решения не влияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Принятие настоящего Федерального закона не потребует дополнительных финансовых затрат из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребуется принятие, изменение, приостановление или признание утратившими силу других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребуется:
1) издание постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", предусматривающего внесение изменений в следующие акты Правительства Российской Федерации:
постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.1997 N 858 "Об обеспечении доступа независимых организаций к газотранспортной системе открытого акционерного общества "Газпром" - в части понятия "газораспределительная организация", которое в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" излагается в новой редакции;
постановление Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 "Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации" - в части понятия "газораспределительная организация", которое в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" излагается в новой редакции;
постановление Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 317 "Об утверждении Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации" - в части понятия "газораспределительная организация", которое в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" излагается в новой редакции;
постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 N 1547 "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" - в целях его приведения в соответствие с изменениями, предусмотренными Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части правового регулирования режима доступа к газораспределительным сетям и их объектам, сетям газопотребления и их объектам, принадлежащим лицам, которые не оказывают услуги по транспортировке газа по таким сетям и их объектам ("основной абонент");
постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 "О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации и платы за технологическое присоединение к магистральным газопроводам строящихся и реконструируемых газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от магистральных газопроводов до объектов капитального строительства, и газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от месторождений природного газа до магистрального газопровода" - в части порядка определения и включения затрат на содержание, ремонт, эксплуатацию бесхозяйных газораспределительных сетей и их объектов в тарифы для газораспределительных организаций;
постановление Правительства Российской Федерации от 10.09.2016 N 903 "О порядке разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций" - в части регулирования в утвержденных им Правилах разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций порядка включения сведений о сетях газораспределения и их объектах в программы газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" в редакции настоящего законопроекта.
Ответственные исполнители: Минэнерго России, ФАС России, Минэкономразвития России.
Примерный срок подготовки проекта - в течение трех месяцев со дня официального опубликования Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
2) разработка и принятие постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении критериев и порядка отнесения юридических лиц к газораспределительным организациям", которым должны быть предусмотрены соответствующие критерии и порядок.
Ответственные исполнители: Минэнерго России, ФАС России, Минэкономразвития России.
Примерный срок подготовки проекта - в течение трех месяцев со дня официального опубликования Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
3) внесение изменений в приказ Росреестра от 01.06.2021 N П/0241 "Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки" - с учетом изменений в Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", предусмотренных статьей 2 законопроекта.
Ответственный исполнитель: Росреестр.
Примерный срок подготовки проекта - в течение трех месяцев со дня официального опубликования Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует выделения дополнительных средств федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.