Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный проект федерального закона (далее - законопроект), Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) сообщает следующее.
Целью законопроекта является создание механизма компенсационных выплат владельцам индивидуальных инвестиционных счетов третьего типа (далее - ИИС) в счет возмещения стоимости имущества, учитываемого на их индивидуальных инвестиционных счетах третьего типа (далее - компенсационная выплата). Законопроектом устанавливаются случаи и порядок получения указанной компенсационной выплаты.
Механизм компенсирования стоимости имущества, учитываемого на ИИС, предполагается распространить исключительно на ИИС третьего типа (открытые с 1 января 2024 года (за исключением индивидуальных инвестиционных счетов, договоры на ведение которых заключены с 1 января 2024 года в целях передачи профессиональному участнику рынка ценных бумаг денежных средств, драгоценных металлов и ценных бумаг, учтенных на индивидуальных инвестиционных счетах, договоры на ведение которых заключены в период с 1 января 2015 года по 31 декабря 2023 года включительно), а также ИИС, открытые с 1 января 2015 года по 31 декабря 2023 года включительно, в отношении которых инвесторы заявили об их использовании в качестве ИИС, открытых после 1 января 2024 года).
Положения законопроекта в части компенсационных выплат будут распространяться на гарантийные случаи, наступившие после 1 января 2026 года.
Указанные компенсационные выплаты будут осуществляться в случае неполучения владельцем ИИС имущества, учтенного на его ИИС, в полном объеме в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве лица, осуществляющего открытие и ведение ИИС. При этом, лицо, осуществляющее открытие и ведение ИИС 1, на дату принятия в отношении него заявления о признании банкротом должно было быть участником системы возмещения стоимости имущества, учитываемого на ИИС. Законопроектом также устанавливается предельное значение компенсационной выплаты - 1 миллион 400 тысяч рублей. При этом рыночные и кредитные риски (изменение стоимости активов, нарушение эмитентами обязательств, форс-мажорные ситуации с эмитентами и активами, упущенная выгода и др.) не будут являться гарантийными случаями для выплаты указанной компенсации.
Для осуществления предлагаемого законопроектом механизма компенсационных выплат предполагается создание компенсационного фонда на базе некоммерческой организации (далее - уполномоченная некоммерческая организация). Компенсационный фонд в долгосрочной перспективе должен будет функционировать на принципах самообеспечения.
Участие лиц, осуществляющих открытие и ведение ИИС, в системе возмещения стоимости имущества на ИИС третьего типа будет являться добровольным.
В целях формирования и использования компенсационного фонда законопроектом предусмотрен механизм гибких ставок для осуществления лицами, осуществляющими открытие и ведение ИИС, взносов, наполняющих компенсационный фонд. Размер указанных ставок будет определяться самим фондом, как и целевой размер фонда. Таким образом, размер взносов, наполняющих компенсационный фонд, на этапе накопления средств фонда или в случае критического снижения общей суммы средств фонда, размер взносов может быть увеличен, а при достижении фондом целевого значения - временно снижены или временно прекращены.
Законопроектом устанавливается перечень источников формирования компенсационного фонда:
1) денежные взносы лиц, осуществляющих открытие и ведение индивидуальных инвестиционных счетов;
2) пени, уплачиваемые лицами, осуществляющими открытие и ведение индивидуальных инвестиционных счетов, в случае несвоевременной уплаты денежных взносов;
3) имущество, полученное в результате удовлетворения требований уполномоченной некоммерческой организации, перешедших к ней в результате осуществления ею компенсационных выплат;
4) доходы от инвестирования (размещения) средств компенсационного фонда;
5) иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.
Также законопроектом закрепляется запрет на обращение взыскания на компенсационный фонд по обязательствам третьих лиц, а также самой уполномоченной некоммерческой организации. Исключением будут являться только случаи, когда обязательства уполномоченной некоммерческой организации возникли в связи с неисполнением ею обязанностей по осуществлению компенсационных выплат.
Реализация концепции законопроекта позволит активизировать формирование долгосрочных инвестиций на российском финансовом рынке, а также будет способствовать защите прав и законных интересов инвесторов, укреплению их доверия к финансовому рынку, формированию благоприятной конкурентной среды.
Комитет поддерживает концепцию представленного законопроекта и рекомендует его Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации к принятию в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
------------------------------
1 брокер, управляющий или управляющая компания открытого паевого инвестиционного фонда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.