Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 588441-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части квалификационных требований и требований к деловой репутации должностных лиц финансовой организации)" (далее - законопроект, проект федерального закона), Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) отмечает следующее.
Проект федерального закона направлен на актуализацию требований к деловой репутации, предъявляемых к отдельным лицам 1, чьи действия оказывают существенное влияние на финансовую устойчивость и стабильность деятельности финансовых институтов 2
Для этих целей законопроектом предлагается:
1. уточнить круг оцениваемых лиц, негативный опыт деятельности которых будет учитываться при оценке соответствия установленным требованиям деловой репутации.
В частности, прямо предлагается предусмотреть, что в случае банкротства финансовой организации деловая репутация собственников такой организации признается неудовлетворительной.
2. установить запрет на передачу полномочий единоличного исполнительного органа финансового института другому юридическому лицу (управляющей организации), индивидуальному предпринимателю (управляющему). Также, запрещается предоставление полномочий единоличного исполнительного органа финансового института нескольким лицам, действующим совместно, либо образование нескольких единоличных исполнительных органов, действующих независимо друг от друга;
3. предусмотреть дополнительные основания для признания деловой репутации оцениваемых лиц неудовлетворительной, а именно:
- нахождение оцениваемого лица в перечне лиц, в отношение которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, составляемого Советом Безопасности ООН;
- наличие на день назначения (избрания) оцениваемого лица на должность или день получения Банком России документов для государственной регистрации финансовой организации решения о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества данного лица, принятого межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма;
- назначение оцениваемому лицу административного наказания за неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, либо неисполнение соответствующих предписаний Банка России;
- привлечение оцениваемого лица к административной или уголовной ответственности за правонарушения или преступления, связанные с осуществлением финансовой организацией соответствующей деятельности без лицензии;
- неоднократное неисполнение (два и более раза в течение одного года) оцениваемым лицом положений федеральных законов, нормативных актов Банка России, связанных с соблюдением требований об обеспечении информационной безопасности, в результате которого произошло незаконное распространение сведений, содержащих персональные данные и (или) иную охраняемую законом тайну, и была сформирована реальная угроза интересам кредиторов (вкладчиков), и (или) клиентов финансовых институтов;
Поддерживая концепцию проекта федерального закона, направленную на совершенствование оценки деловой репутации оцениваемых лиц финансовых институтов, Комитет считает возможным отметить следующее.
1. Проектом федерального закона предусматривается установление ограничений на занятие определенных должностей в отношении оцениваемых лиц, осуществляющих деятельность в финансовой организации, на срок 5 или 10 лет после погашения или снятия судимости.
Вместе с тем статьей 86 Уголовного кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости.
Таким образом, ограничение права лица занимать соответствующие должности в финансовых организациях может иметь место только в пределах срока, в течение которого лицо является судимым.
Ограничение лица занимать соответствующие должности в финансовых организациях за пределами указанного срока противоречит действующему законодательству Российской Федерации, в связи с чем проектируемые изменения в данной части нуждаются в уточнении или дополнительном обосновании.
Кроме того законопроектом устанавливается, что факт назначения оцениваемому лицу административного наказания за неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, будет являться основанием для наступления правовых последствий в виде несоответствия оцениваемого лица требованиям, предъявляемым к деловой репутации.
Комитет отмечает, что в соответствии со статьей 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Таким образом, признание лица несоответствующим требованиям, предъявляемым к деловой репутации, превышающим данный срок, также нуждается в уточнении или дополнительном обосновании.
2. Проектируемый запрет на передачу полномочий единоличного исполнительного органа финансовой организации нескольким лицам, действующим совместно, и на образование в финансовой организации нескольких единоличных исполнительных органов, действующих независимо друг от друга, нуждается в дополнительном обосновании, поскольку однозначная цель такого ограничения неясна и в пояснительных материалах к законопроекту не раскрывается.
Комитет отмечает, что реализация проектируемых изменений позволит повысить ответственность и профессиональный уровень лиц, чьи действия оказывают существенное влияние на финансовую устойчивость и стабильность деятельность финансовых институтов.
Учитывая все вышесказанное, Комитет поддерживает принятие законопроекта в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
------------------------------
1 руководители, собственники финансовых организаций (далее - оцениваемые лица)
2 кредитных, микрофинансовых, страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, паевых инвестиционных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.