Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона уточняются положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, связанные с ответственностью за нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства и за невыполнение законных требований уполномоченных должностных лиц об остановке транспортного средства. Законопроектом также предусматривается установление ответственности за нарушение правил движения в зоне автоматического весового и габаритного контроля и за нарушение порядка размещения информации в системе выдачи специального разрешения.
Комплексное изменение правового регулирования административной ответственности водителей, собственников (владельцев транспортных средств), а также водителей транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, за нарушения правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства было осуществлено Федеральным законом от 04.08.2023 N 425-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". В этой связи следует иметь в виду позицию Конституционного Суда Российской Федерации, в соответствии с которой изменение ранее установленных правил должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2013 года N 5-П, от 17 октября 2017 года N 24-П и другие).
Проектом федерального закона (пункт 2) предлагается увеличить до одного года срок давности привлечения к административной ответственности по статьям 12.21.1 (Нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства), 12.21.5 (Нарушение водителем правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, принадлежащего иностранному перевозчику) и 12.21.3 (Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн) Кодекса. Следует иметь в виду, что краткость установленного Кодексом срока давности (шестьдесят календарных дней или в случае, когда дело рассматривается судьей - девяносто календарных дней) обуславливается необходимостью оперативного назначения административного наказания. Дифференциация срока давности привлечения к административной ответственности в Кодексе обосновывается спецификой соответствующих правонарушений, требующей существенных временных затрат на всестороннее и полное выяснение обстоятельств дела, необходимостью проведения экспертиз, привлечения специалистов и т.д.
Однако административные правонарушения, предусмотренные статьями 12.21.1, 12.21.5 и 12.21.3 Кодекса, в настоящее время выявляются преимущественно посредством фиксации этих правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи, и рассматриваются в соответствующем порядке (без составления протокола об административном правонарушении и без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении (часть 3 статьи 28.6 Кодекса), при этом постановление по делу выносится исключительно на основании материалов, полученных с применением указанных специальных технических средств.
В проектной редакции частей 4 и 5 статьи 12.21.1 Кодекса необходимо сделать оговорки, исключив из-под их действия случаи совершения указанных правонарушений водителями на транспортных средствах, принадлежащих иностранным перевозчикам (части 2 и 3 статьи 12.21.5 Кодекса).
Законопроектом (подпункт "д" пункта 4) предлагается дополнить статью 12.21.1 Кодекса частью 12, установив административную ответственность за невыполнение водителем транспортного средства законного требования должностного лица о прохождении весового и габаритного контроля, при этом в качестве наказания предусматривается наложение штрафа в размере десяти тысяч рублей на водителя и лишение его права управления транспортными средствами на срок шесть месяцев. Санкция проектной нормы не соотносится с положениями части 2 статьи 3.3 Кодекса о возможности назначения административного наказания в виде лишения права управления транспортным средством в качестве дополнительного только за совершение отдельных, перечисленных в указанной части правонарушений. Так как данный вид административного наказания назначается судьей (часть 1 статьи 3.8 Кодекса) необходимо предусмотреть соответствующие изменения в статью 23.1 Кодекса. С учетом размера предлагаемого административного штрафа требуется уточнение соответствующих положений части 1 статьи 3.5 Кодекса (аналогичное замечание касается проектной части 13 статьи 12.21.1, частей 4 и 5 проектной статьи 13.19.6 Кодекса).
Статьи 12.21.1 и 12.21.5 Кодекса предлагается дополнить положениями, предусматривающими ответственность за нарушение Правил движения тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств в зоне автоматического весового и габаритного контроля транспортных средств (постановление Правительства Российской Федерации от 04.05.2021 N 710). При этом данные положения дополняются примечаниями, в соответствии с которыми административная ответственность за нарушение Правил в части требования о соблюдении минимальной дистанции до следующего впереди транспортного средства в зоне автоматического контроля наступает только в случае выявления превышения допустимой массы транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось транспортного средства и (или) допустимых габаритов транспортного средства. Таким образом, привлечение к административной ответственности по одному составу административного правонарушения ставится в зависимость от совершения другого правонарушения. Такой подход в Кодексе не применяется и не соответствует целям административного наказания, принципу равенства перед законом и правилам назначения наказания.
По законопроекту имеются иные замечания правового характера, касающиеся в том числе полномочий федеральных органов исполнительной власти по рассмотрению дел об административных правонарушениях.
Начальник управления |
Р.Н. Колачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.