Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона, разработанным, как следует из текста пояснительной записки, в целях повышения безопасности дорожного движения и обеспечения сохранности автодорог страны, предлагается внести ряд изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), касающихся административных нарушений при осуществлении весогабаритного контроля.
В частности, законопроектом предлагается:
1. Внести изменение в часть 1 статьи 12.21.1 Кодекса, заменив действующую ответственность водителей, должностных и юридических лиц на административный штраф в отношении собственника транспортного средства;
2. Установить ответственность за невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении весового и габаритного контроля транспортного средства (новая часть 12 статьи 12.21.1 - штраф в отношении водителя в размере 10 тысяч рублей и лишение права управления транспортными средствами на срок шесть месяцев; в отношении собственника - в размере 100 тысяч рублей);
3. Установить ответственность за движение транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 3,5 тонн, с нарушением требований в зоне автоматического весового и габаритного контроля транспортных средств, а равно несоблюдение водителем требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, в зоне автоматического весового и габаритного контроля транспортных средств (новая часть 13 статьи 12.21.1 и часть 5 статьи 12.21.5 - штраф в отношении собственника - в размере 400 тысяч рублей);
4. Дополнить статьи 12.21.1 и 12.21.5 примечаниями о том, что административная ответственность за нарушение требования о соблюдении минимальной дистанции до следующего впереди транспортного средства в зоне автоматического весового и габаритного контроля транспортных средств наступает в случае выявления превышения допустимой массы транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось транспортного средства и (или) допустимых габаритов транспортного средства;
5. Повысить размеры административных штрафов за невыполнение законного требования сотрудника полиции, должностного лица таможенного органа или должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, об остановке транспортного средства с 500 - 800 рублей до 7 - 10 тысяч, а также предусмотреть лишение прав управления транспортными средствами на срок до 6 месяцев за повторные правонарушения (статья 12.25 Кодекса);
6. Установить ответственность за нарушение порядка размещения информации в системе выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства и порядка ее эксплуатации (статья 13.19.6 Кодекса, штрафы в отношении граждан от 3 до 7 тысяч, в отношении должностных лиц - от 25 до 50 тысяч, в отношении юридических лиц - от 50 до 200 тысяч рублей);
7. Предусмотреть полномочия судов, таможенных органов, Ространснадзора по рассмотрению указанных административных дел и составлению административных протоколов (статьи 23.1, 23.8, 23.36 и 28.3 Кодекса);
8. Внести корреспондирующие изменения в статьи 3.5 (размеры административных штрафов), 4.5 (срок давности привлечения к административной ответственности), 25.7 (присутствие понятого), 27.13 (задержание транспортного средства) и 32.2 (возможность уплаты половины штрафа) Кодекса.
По мнению Комитета, затронутая авторами законодательной инициативы проблема обеспечения безопасности на транспорте и надлежащего исполнения всех требований по проезду крупногабаритного транспорта является безотносительно актуальной, в связи с чем концепция законопроекта поддерживается.
Вместе с тем в рамках дальнейшей подготовки законопроекта ко второму чтению предлагается дополнительно обсудить и, при необходимости, доработать следующие замечания.
1. Комплексное изменение правового регулирования административной ответственности водителей, собственников (владельцев транспортных средств), а также водителей транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, за нарушения правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства было осуществлено федеральными законами N 48-ФЗ 28.02.2023 года, N 103-ФЗ от 03.04.2023 года и N 425-ФЗ от 04.08.2023 года.
В этой связи следует иметь в виду позицию Конституционного Суда Российской Федерации, в соответствии с которой изменение ранее установленных правил должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2013 года N 5-П, от 17 октября 2017 года N 24-П и другие).
Также обращаем внимание, что проектируемые изменения в статью 12.21 1 Кодекса не в полной мере соотносятся с правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 18.01.2019 N 5-П "По делу о проверке конституционности статьи 2.6.1 и частей 1, 2, 3 и 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Костромского областного суда и жалобами граждан А.И. Думилина и А.Б. Шарова", в связи с чем предлагаемые изменения в части 1 - 5 статьи 12.21.1 Кодекса представляются избыточными.
2. Предлагаемое усиление административной ответственности за невыполнение требования о предоставлении транспортного средства или об остановке транспортного средства распространяется также на сотрудников полиции, что не в полной мере соотносится с целями и задачами законодательной инициативы, отраженной в пояснительной записке к законопроекту. По нашему мнению, усиление административной ответственности в отношении транспортного надзора может быть выделено в качестве отдельного административного состава.
3. Положения законопроекта в части определения подведомственности также требуют отдельной доработки. В законопроекте не учтено, что административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами, предусмотренное частью 12 статьи 12.21.1 КоАП, может быть назначено только судьей (статья 3.8 КоАП). Также не предусмотрена возможность рассмотрения административных дел по частям 12 и 13 статьи 12.21.1 КоАП должностными лицами таможенных органов при въезде транспортного средства на территорию Российской Федерации.
Также Комитет отмечает, что законопроект не в полной мере соответствует Методическим рекомендациям по юридико-техническому оформлению законопроектов (нарушение нумерации статей, конкуренция норм, несоответствие наименований и др.).
С учетом изложенного Комитет по государственному строительству и законодательству поддерживает концепцию представленного законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 542769-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.