Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по промышленности и торговле
на проект федерального закона N 594254-8 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" (о предоставлении информации и обеспечении технической возможности получения потребителем ссылки на реестр выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии товаров) внесен депутатами Государственной Думы Т.В. Буцкой, Е.А. Вторыгиной, О.В. Коробовой,Т.П.Ларионовой, В.В. Гутеневым, А.Ф. Трифоновым, А.Н. Козловским, А.С. Дроздовым, А.Ю. Спиридоновым, Д.Б. Кравченко; сенаторами Российской Федерации О.С. Забраловой, И.Ю. Кастюкевичем
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 6 мая 2024 года (пр N 164, п. 92) Комитет по промышленности и торговле (далее - Комитет) рассмотрел доработанный проект федерального закона N 594254-8 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и отмечает следующее.
Вследствие того, что на площадке Комитета была сформирована Рабочая группа с участием депутатов и экспертов профильного экспертного совета Комитета по доработке ранее представленного на рассмотрение Государственной Думой проекта федерального закона N 353469-8 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей", представленный законопроект, сохранивший общую концепцию, направленную на предоставление дополнительных гарантий информационной защиты потребителей, был переработан с учетом указанных ранее замечаний.
Законопроектом предлагается внести изменения в статьи 10 и 26.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-I), предусматривающие особенности предоставления продавцом потребителю информации об обязательном подтверждении соответствия товаров путем предоставления ссылки на запись в реестре сертификатов соответствия и деклараций о соответствии и (или) Едином реестре выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии в рамках Евразийского экономического союза (далее - Единый реестр сертификатов), при дистанционном способе их продажи.
Комитет, отмечая актуальность и поддержку законодательных инициатив, направленных на расширение мер защиты потребителей безопасной продукции при приобретении соответствующих товаров, работ, услуг, в том числе дистанционно, товаров, работ, услуг, обращает внимание на следующее.
Согласно пункту 3 статьи 10 Закона N 2300-I информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, в связи с чем проектируемые нормы пункта 3 статьи 10 Закона N 2300-I необходимо согласовать с абзацем четырнадцатым статьи 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" в части наименования реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии.
При доработке представленного законопроекта ко второму чтению, наряду с устранением замечаний юридико-технического характера и актуализации представленной пояснительной записки к законопроекту, Комитет также обращает внимание на необходимость привести в соответствие положения абзаца пятого пункта 2 статьи 1 и пункта 3 статьи 2 законопроекта в части указания на соответствующие реестры.
Вместе с тем, в целях исключения правовой неопределенности в проектируемом пункте 4 статьи 10 Закона N 2300-I следует уточнить, что понимается под описанием товара, а также - форму и содержание "ссылки на запись в реестре сертификатов соответствия".
Согласно проектируемому пункту 4 статьи 10 Закона N 2300-I, предусматривается обязанность владельца агрегатора обеспечить техническую возможность продавцу предоставить в описании товара информацию, предусмотренную абзацем десятым пункта 2 статьи 10 Закона N 2300-I информации об обязательном подтверждении соответствия товаров, содержащейся в Едином реестре сертификатов, а потребителю - ознакомиться с такой информацией, в случае, если реализуемая продукция не подлежит обязательному подтверждению соответствия.
Приведенная в тексте законопроекта формулировка пункта 4 статьи 10 Закона N 2300-I требует уточнения в части определенности принадлежности информации к указанной в первом абзаце проектируемого пункта, либо в части того, что продукция не подлежит обязательному подтверждению соответствия.
Доработка проектируемого положения требуется и в части того, что в указанной норме Закона N 2300-I информация об обязательном подтверждении соответствия предоставляется не только в отношении товаров, но и работ, услуг.
Кроме того, следует уточнить необходимость исключения распространения указанной нормы на товары, бывшие в употреблении, что может снизить информационные гарантии потребителей по приобретению ими безопасных товаров (работ, услуг).
В соответствии с проектируемым абзацем вторым пункта 3 статьи 26.1 Закона N 2300-I, допускается возможность не предоставлять потребителю в момент доставки товара информацию об обязательном подтверждении соответствия товара, в случае если такая информация доведена продавцом до сведения потребителей путем предоставления в описании товара ссылки на запись в реестре сертификатов.
В представленной редакции законопроекта не предусмотрен правовой механизм обеспечения доведения данной информации до потребителя, что может повлечь риски ущемлению прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации о товарах (работах, услугах), а также на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья (преамбула Закона N 2300-I, статья 7 Закона N 2300-I).
При подготовке законопроекта ко второму чтению следует учитывать, что проектируемое положение части 4 статьи 2 в части не распространения новелл законопроекта на владельцев агрегаторов, в случае если заключение договора купли-продажи осуществляется на территории торгового объекта, предусматривающего возможность потребителю ознакомиться с информацией об обязательном подтверждении соответствия товаров, относится к предмету регулирования статьи 1 законопроекта.
Представляется целесообразным также уточнение того, какая именно территория торгового объекта может соответствовать указанным требованиям
Вместе с тем следует рассмотреть возможность сокращения предлагаемого законопроектом переходного периода и корректировку пункта 4 статьи 2 законопроекта в части распространения на него указанного периода.
На основании вышеизложенного, Комитет поддерживает законопроект при условии его доработки с учетом указанных замечаний и рекомендует Государственной Думе принять представленный законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.В. Гутенев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.