Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 704397-8 "О внесении изменений в статью 48 Федерального закона "О занятости населения в Российской Федерации" в части уточнения условий предоставления дополнительных гарантий социальной поддержки граждан предпенсионного возраста"
Досье на проект федерального закона
Настоящим проектом федерального закона предлагается внести ряд уточнений, касающихся условий предоставления дополнительных гарантии социальной поддержки граждан предпенсионного возраста.
На сегодняшний день ввиду принятых в 2018 году изменений в пенсионное законодательство, в соответствии с которыми был увеличен возраст, с которого наступает право на получение страховой пенсии по старости, численность безработных граждан предпенсионного возраста составила 17,5% от общего числа безработных.
Несмотря на частичное восстановление рынка труда и снижение уровня безработицы после обвала рынка труда в 2020 году, такое восстановление в меньшей степени затронуло указанные группы граждан ввиду объективной сложности их трудоустройства и, зачастую, меньшей востребованности на рынке труда. Так согласно исследованию НИУ ВШЭ, 23,6% работодателей считают, что данной возрастной категории персонала не хватает профессиональных навыков, ввиду чего они отказывают при приеме на работу гражданам предпенсионного возраста.
В этой связи представляется обоснованным с точки зрения социальной справедливости принятие мер поддержки данных групп граждан со стороны государства, направленных на поддержку их уровня жизни и сохранении благосостояния на минимальном уровне.
На сегодняшний день согласно статье 48 Федерального закона от 12.12.2023 N 565-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "О занятости населения в Российской Федерации" период выплаты пособия по безработице безработным гражданам предпенсионного возраста, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы (за исключением граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, граждан, уволенных за совершение дисциплинарного проступка или других виновных действий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также граждан, направленных органами службы занятости на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, и отчисленных из нее за совершение виновных действий), не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 месяцев.
Также установлено, что период выплаты пособия по безработице гражданам предпенсионного возраста, указанным в части 1 настоящей статьи, имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно либо имеющим указанный страховой стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две недели за каждый год страхового стажа, превышающего страховой стаж указанной продолжительности. При этом в страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности и засчитываются иные периоды, установленные статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Порядок продления сроков выплаты пособия по безработице устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения.
Настоящим законопроектом предлагается изменить указанные правила и установить, что период выплаты пособия по безработице безработным гражданам предпенсионного возраста, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы (за исключением граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, граждан, уволенных за совершение дисциплинарного проступка или других виновных действий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также граждан, направленных органами службы занятости на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, и отчисленных из нее за совершение виновных действий),осуществляется до момента трудоустройства гражданина предпенсионного возраста, либо до момента возникновения у такого лица права на страховую пенсию в зависимости от того какое из указанных событий наступило раньше.
Перечень
актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 48 Федерального закона "О занятости населения в Российской Федерации" в части уточнения условий предоставления дополнительных гарантий социальной поддержки граждан предпенсионного возраста"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 48 Федерального закона "О занятости населения в Российской Федерации" в части уточнения условий предоставления дополнительных гарантий социальной поддержки граждан предпенсионного возраста" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 48 Федерального закона "О занятости населения в Российской Федерации" в части уточнения условий предоставления дополнительных гарантий социальной поддержки граждан предпенсионного возраста"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в статью 48 Федерального закона "О занятости населения в Российской Федерации" в части уточнения условий предоставления дополнительных гарантий социальной поддержки граждан предпенсионного возраста" может потребовать выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.