Досье на проект федерального закона
Законопроект устанавливает порядок допуска юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению в границах территории Российской Федерации деятельности по перевозке грузов за плату автотранспортными средствами, имеющими технически допустимую максимальную массу свыше 3500 килограммов, в том числе порядок представления такими лицами в уполномоченный орган (Ространснадзор) уведомлений о перевозке грузов (далее - уведомление) и включения сведений о таких лицах и используемых ими автотранспортных средствах в реестр уведомлений о перевозке грузов (далее - реестр). Также законопроект устанавливает условия осуществления физическими лицами, применяющими специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (далее - самозанятые граждане) деятельности по перевозке грузов за плату транспортными средствами, имеющим технически допустимую максимальную массу от 2500 килограммов до 3500 килограммов.
По результатам рассмотрения законопроекта сообщаем следующее.
Проектируемое определение понятия "национальная цифровая транспортно-логистическая платформа Российской Федерации "ГосЛог" не позволяет однозначно определить, что понимается под такой платформой, в частности, следует ли ее рассматривать как информационную систему или комплекс информационных систем (см. часть 2 статьи 8 проекта). Обращаем внимание, что в законодательстве Российской Федерации понятия "цифровая система", "единая программно-аппаратная среда", "инфраструктура облачных вычислений" не используются.
Законопроект (части 2 и 5 статьи 4, пункт 5 части 7 статьи 8, пункт 2 части 3 статьи 9, часть 3 статьи 11) содержит противоречивые положения относительно того, должен ли перевозчик, включаемый в реестр, являться владельцем транспортного средства в значении данного понятия, предусмотренном пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 03.08.2018 N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", или допускается также владение транспортным средством на ином законном основании (например, на праве аренды).
В частях 2, 3, 5 статьи 9 проекта содержатся противоречивые положения относительно состава сведений, которые указываются в уведомлении и являются предметом проверки при внесении сведений о перевозчике в реестр (подтверждение которых является условием внесения сведений в реестр). При этом положение пункта 1 части 3 статьи 9 не учитывает, что уведомление представляется перевозчиком не через представителя по доверенности, а с использованием личного кабинета перевозчика на едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) (часть 1 данной статьи).
В части 3 статьи 4 проекта следует уточнить порядок документального подтверждения того, что перевозка груза осуществляется для собственных нужд, в частности, что понимается под "документом о грузе, предусмотренным Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Положения статьи 6 и пункта 4 части 3 статьи 9 проекта требуют взаимного согласования в части того, какие требования предъявляются к руководителю перевозчика - юридического лица и к перевозчику, являющемуся индивидуальным предпринимателем, а положения частей 1 и 2 статьи 8 проекта - в части того, каким органом государственной власти устанавливается порядок ведения реестра. В свою очередь, положения части 11 статьи 9 проекта требуют согласования с положениями пункта 5 части 5 данной статьи, частей 1 и 4 статьи 10 проекта по вопросу о порядке информирования заявителя о причинах отказа в принятии уведомления и порядке направления уполномоченным органом перевозчику уведомлений.
Из содержания статьи 12 проекта следует, что самозанятые граждане получают право на осуществление деятельности по перевозке грузов указанными в проекте транспортными средствами в день, следующий за днем направления в уполномоченный орган уведомления о начале осуществления такой деятельности, и утрачивают его в случае исключения записи о самозанятом гражданине из реестра в порядке установленном Правительством Российской Федерации. В связи с этим в проекте необходимо определить основания для исключения сведений о самозанятом гражданине из реестра, а также уточнить, включаются ли сведения о самозанятых гражданах в отдельный реестр или в тот же реестр, в который вносятся сведения о перевозчиках - юридических лицах и индивидуальных предпринимателях в соответствии с частью 2 статьи 3 проекта.
Поскольку контроль за соблюдением предусмотренных проектом требований осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве (статья 14 проекта), проектируемые положения статьи 10 проекта о порядке уведомления уполномоченным органом перевозчиков о выявленных нарушениях и порядке их устранения следует соотнести с нормами Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", который не предусматривает таких мероприятий по контролю (надзору).
Кроме того, положение части 1 статьи 10 проекта не учитывает, что лица, указанные в пункте 2 части 2 данной статьи (осуществляющие перевозки грузов с нарушением требования о представлении уведомления и внесении сведений в реестр), не являются пользователями личного кабинета перевозчика на едином портале государственных и муниципальных услуг (функций).
Также обращаем внимание на временный характер проведения эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" (до 31 декабря 2028 года).
Начальник управления |
Р.Н. Колачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.