Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по региональной политике и местному самоуправлению от 2 апреля 2024 г. N 78/2
(восьмого созыва)
на проект федерального закона N 559494-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению рассмотрел проект федерального закона N 559494-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект).
Законопроект направлен на расширение практики единой биометрической системы в различных отраслях федерального законодательства.
В связи с данной законодательной инициативой Комитет отмечает следующее.
Согласно пунктам 2 и 4 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2022 N 572-ФЗ "Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 572-ФЗ), единая биометрическая система (далее - ЕБС) - это государственная информационная система "Единая система идентификации и аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных", которая содержит биометрические персональные данные физических лиц, векторы единой биометрической системы и иную информацию, которая используется в целях осуществления идентификации, аутентификации с использованием биометрических персональных данных физических лиц, а также в иных правоотношениях в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, и оператором которой является определенная Правительством Российской Федерации организация. Аутентификация - совокупность мероприятий по проверке лица на принадлежность ему идентификаторов посредством сопоставления их со сведениями о лице, которыми располагает лицо, проводящее аутентификацию, и установлению правомерности владения лицом идентификаторами посредством использования аутентифицирующих признаков в рамках процедуры аутентификации, в результате чего лицо считается установленным, т.е. идентификация - это определение личности физлица, а аутентификация - проверка его подлинности.
ЕБС изначально создавалась для банковского сектора, для упрощения процессов идентификации личности клиента. Однако благодаря цифровизации и усложнения криптографии стало возможным внедрение ЕБС на платформу государственных и муниципальных услуг, что позволило сделать их безопаснее и доступнее для граждан в т.ч. в труднодоступных и малонаселенных районах и областях.
Предложенные новеллы согласуются с частью 2 статьи 3 Федерального закона N 572-ФЗ устанавливающей, что ЕБС может использоваться в иных правоотношениях в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, а часть 12 статьи 3 Федерального закона N 572-ФЗ предписывает, что государственные органы, органы местного самоуправления, Центральный банк Российской Федерации, организации финансового рынка, иные организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы не вправе обусловливать оказание предоставляемых ими государственных, муниципальных и иных услуг, выполнение государственных, муниципальных функций, продажу товаров, выполнение работ, а также объем предоставляемых услуг (работ), выполняемых государственных, муниципальных функций, количество продаваемых товаров обязательным прохождением идентификации и (или) аутентификации с применением биометрических персональных данных. При этом отказ физического лица от прохождения идентификации и (или) аутентификации с использованием его биометрических персональных данных не может служить основанием для отказа ему в оказании государственной, муниципальной или иной услуги, выполнении государственных, муниципальных функций, продаже товаров, выполнении работ или отказа в приеме на обслуживание.
Таким образом, Комитет считает, что концепция представленного законопроекта может быть поддержана.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.