Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по информационной политике, информационным технологиям и связи
на проект федерального закона N 559494-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи рассмотрел внесенный Правительством Российской Федерации проект федерального закона N 559494-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" и отмечает следующее.
До принятия Федерального закона от 29 декабря 2022 года N 572-ФЗ "Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон о единой биометрической системе) регулирование функционирования единой биометрической системы осуществлялось статьей 14.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". При этом в целом ряде законодательных актов сохранились отсылочные нормы на статью 14.1 Федерального закона "Об информации", которая утратила силу в связи с принятием Закона о единой биометрической системе. В этой связи законопроектом вносятся изменения, актуализирующие нормы ряда законодательных актов Российской Федерации: Федеральный закон от 2 декабря 1990 года N 395-I "О банках и банковской деятельности", Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации", Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-I, Федеральный закон от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", Федеральный закон от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи", Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Федеральный закон от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи", а также Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации.
Комитет, поддерживая концепцию рассматриваемого проекта федерального закона, обращает внимание, что его отдельные положения нуждаются в согласовании с нормами действующего законодательства Российской Федерации, а также в юридико-технической и лингвостилистической корректировке.
Так, обращаем внимание, что статьей 1 законопроекта предлагается внести изменения в часть первую статьи 30 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", которой регулируются отношения между Банком России, кредитными организациями и их клиентами на основе договоров. Однако положения, касающиеся использования единой биометрической системы отсутствуют в части первой статьи 30 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", как в действующей редакции данного Федерального закона, так и в проектируемой норме, что не соответствует концепции законопроекта. Вышеуказанное замечание подтверждается также позицией Верховного Суда Российской Федерации. В этой связи полагаем необходимым исключить указанную статью из законопроекта.
Кроме того, следует отметить, что статьей 4 (пункты 1 и 2) законопроекта предусматривается внесение изменений в абзацы первый и второй пункта 5.6, а также в абзацы первый и десятый пункта 5.8 статьи 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в части замены в них отсылочной нормы на утратившую силу статью 14.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" на Закон о единой биометрической системе. Обращаем внимание, что соответствующие изменения уже внесены Федеральным законом от 11 марта 2024 года N 45-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В этой связи полагаем, что пункты 1 и 2 следует исключить из статьи 4 законопроекта.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи поддерживает проект федерального закона N 559494-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении с учетом высказанных замечаний и предложений.
Председатель комитета |
А.Е. Хинштейн |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.