Досье на проект федерального закона
Законопроект "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" направлен на увеличение минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ) с целью обеспечения достойного уровня жизни граждан Российской Федерации в условиях существенного роста инфляции и снижения доходов населения из-за введения антироссийских санкций.
Абсолютная величина МРОТ устанавливается Федеральным законом от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда". Начиная с 1 января 2019 года, МРОТ должен устанавливаться федеральным законом ежегодно с 1 января соответствующего года. При этом МРОТ на очередной год устанавливается в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации на очередной год и не ниже МРОТ, установленного на текущий год.
МРОТ, установленный с 1 января 2024 года, составляет 19 242 рубля в месяц.
Низкий уровень МРОТ приводит к необоснованной дифференциации доходов населения, снижению совокупного спроса, не стимулирует работодателей внедрять новые технологии, применять рациональные и справедливые системы оплаты труда, повышать производительность труда, тормозит рост ВВП страны, одновременно приводя к существенному росту теневого сегмента экономики и усилению социальной напряженности.
Переход с 1 января 2021 года на новую методику ежегодного установления МРОТ в процентном соотношении к медианной заработной плате за предыдущий год не привел к существенному увеличению благосостояния населения. Величина МРОТ и после изменения методики его установления обеспечивает лишь физиологическое выживание работающего человека и, как показывает опыт, только на короткий период. Кроме того, МРОТ не учитывает наличия у работника иждивенцев (детей).
Поскольку в соответствии с частью шестой статьи 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" МРОТ на очередной год устанавливается в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации на очередной год, работника, получающего зарплату на уровне МРОТ, формально нельзя отнести к "работающему бедному", однако выжить на такую зарплату он может, только взяв кредит либо заняв деньги, попадая при этом в долговую кабалу.
Согласно Федеральному закону от 5 декабря 2022 года N 470-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения на 2023 и 2024 годы устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.
В соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2023 года N 540-ФЗ "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" в 2024 году прожиточный минимум на душу населения составит 15 453 рубля, для трудоспособного населения - 16 844 рубля, для детей - 14 989 рублей, а для пенсионеров - 13 290 рублей.
В условиях непрерывно усиливающегося санкционного давления, негативно влияющего на состояние экономики, рост ВВП и доходов граждан, необходимо кардинально пересмотреть политику в отношении доходов населения. В первую очередь следует установить МРОТ, способный обеспечить приемлемый уровень жизни как для самого работника, так и его детей.
С учетом изложенного законопроектом предлагается установить МРОТ с 1 января 2025 года в сумме 30 000 рублей в месяц.
Это составляет около 194% искусственно заниженной величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации. Следует отметить, что в развитых и развивающихся странах Азии, Европы, Латинской Америке МРОТ как минимум в два раза выше прожиточного минимума.
Предлагаемое законопроектом повышение МРОТ в 2025 году по отношению к МРОТ, установленному на 2024 год (19 242 рубля в месяц), составит 10 758 рублей (рост на 56%).
Принятие законопроекта позволит в условиях санкций и роста инфляции вывести из нищеты значительное число граждан Российской Федерации, уменьшить несправедливую дифференциацию доходов населения, снизить социальную напряженность, обеспечить рост совокупного спроса, и, как следствие, развитие отраслей экономики, ориентированных на внутренний рынок. Кроме того, в дальнейшем вырастут поступления в бюджеты всех уровней и в государственные внебюджетные фонды.
Вступление в силу законопроекта предусматривается с 1 января 2025 года.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" потребует в 2025 году дополнительных финансовых затрат федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов в объеме, по оценке, 1 162,5 млрд. рублей (в том числе федерального бюджета - 348,7 млрд. рублей, бюджетов субъектов Российской Федерации - 232,5 млрд. рублей, внебюджетного сектора - 581,3 млрд. рублей).
Указанные дополнительные расходы должны быть учтены при подготовке проектов соответствующих бюджетов на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов. Источником дополнительных расходов могут стать дополнительные доходы федерального бюджета.
Кроме того, для реализации предлагаемого Федерального закона, направленного, в том числе, на развитие экономики, следует изменить политику в отношении доходов населения, включая осуществление таких мер, как введение прогрессивной шкалы налогообложения, справедливое распределение бюджетной помощи регионам в зависимости от динамики их расходов и доходов, обеспечение справедливой налоговой нагрузки по отраслям, оптимизация государственных и муниципальных расходов, усиление борьбы с коррупцией и принятие иных мер.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.