Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования материально-бытового обеспечения лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее - УИС), и устранения пробелов в правовом регулировании вопросов, связанных с их вещевым обеспечением.
Статьей 23 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон N 103-ФЗ) и статьей 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК) регламентированы положения, связанные с материально-бытовым обеспечением осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах (далее - СИЗО).
Вместе с тем данными нормами в полной мере не урегулированы вопросы, связанные с их вещевым обеспечением.
В связи с этим законопроектом предусматривается наделение Минюста России полномочиями на утверждение:
норм вещевого довольствия подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в СИЗО;
норм вещевого довольствия детей, содержащихся в домах ребенка, находящихся в учреждениях УИС;
порядка вещевого обеспечения осужденных к лишению свободы, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в СИЗО;
порядка вещевого обеспечения в местах содержания под стражей беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей;
порядка учета и выдачи вещевого довольствия подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в СИЗО, и осужденных к лишению свободы, в том числе бывшего в употреблении;
описания предметов вещевого довольствия подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в СИЗО, и осужденных к лишению свободы;
правил ношения одежды и обуви, выдаваемых подозреваемым и обвиняемым, содержащимся в СИЗО, и осужденным к лишению свободы;
правил ношения одежды и обуви, выдаваемых беременным женщинам и женщинам, имеющим при себе детей.
В соответствии с частью четвертой статьи 99 УИК осужденные, получающие заработную плату, и осужденные, получающие пенсию, возмещают стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены, кроме стоимости специального питания и специальной одежды. С осужденных, уклоняющихся от работы, указанные расходы удерживаются из средств, имеющихся на их лицевых счетах. Возмещение стоимости питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены осуществляется ежемесячно в пределах фактических затрат, произведенных в данном месяце.
При этом положениями статьи 99 УИК не конкретизированы вопросы возмещения осужденными полной стоимости выдаваемой им одежды и обуви, в том числе бывших в употреблении, при отсутствии у осужденных денежных средств в последующие месяцы.
Принимая во внимание изложенное, законопроектом предлагается уточнение положений части четвертой статьи 99 УИК о ежемесячном возмещении осужденными стоимости питания, одежды и обуви, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены в пределах фактических затрат, произведенных в данном месяце. Так, проектируемыми нормами предусматривается, что в случае недостаточности на лицевом счете осужденного денежных средств в том месяце, в котором им получено вещевое имущество, для полного возмещения стоимости одежды и обуви образовавшаяся задолженность удерживается с осужденного в последующие месяцы до полного ее погашения.
Также часть четвертая статьи 99 УИК дополняется положениями, конкретизирующими понятие "специальное питание", которое включает в себя лечебно-профилактическое питание, молоко или другие равноценные продукты, а также витаминные препараты, положенные осужденным, занятым на рабочих местах с вредными условиями труда, установленными по результатам специальной оценки условий труда.
Одновременно в целях унифицирования предлагаемых изменений и действующих норм законодательства в ряд статей УИК и Федерального закона N 103-ФЗ, регулирующих отдельные вопросы обеспечения, выдачи и ношения одежды, включены положения, регулирующие вопросы обеспечения, выдачи и ношения обуви.
Учитывая, что в связи с принятием законопроекта потребуется издание нормативного правового акта Минюста России, законопроектом предусмотрена отлагательная норма вступления в силу.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", не потребует выделения дополнительных финансовых средств федерального бюджета и иных бюджетов Российской Федерации и изменения финансовых обязательств государства.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" потребует:
1) издания приказа Минюста России, утверждающего нормы вещевого довольствия осужденных к лишению свободы, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах (далее - СИЗО), нормы вещевого довольствия детей, содержащихся в домах ребенка, находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее - УИС), порядок вещевого обеспечения осужденных к лишению свободы, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в СИЗО, порядок вещевого обеспечения в местах содержания под стражей беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей, порядок учета и выдачи вещевого довольствия подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в СИЗО, и осужденных к лишению свободы, в том числе бывшего в употреблении, описание предметов вещевого довольствия подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в СИЗО, и осужденных к лишению свободы, правила ношения одежды и обуви, выдаваемых подозреваемым и обвиняемым, содержащимся в СИЗО, и осужденным к лишению свободы, и правила ношения одежды и обуви, выдаваемых беременным женщинам и женщинам, имеющим при себе детей.
Цель - совершенствование материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в СИЗО.
Содержание правового регулирования - утверждение норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в СИЗО, норм вещевого довольствия детей, содержащихся в домах ребенка, находящихся в учреждениях УИС, порядка вещевого обеспечения осужденных к лишению свободы, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в СИЗО, порядка вещевого обеспечения в местах содержания под стражей беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей, порядка учета и выдачи вещевого довольствия подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в СИЗО, и осужденных к лишению свободы, в том числе бывшего в употреблении, описания предметов вещевого довольствия подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в СИЗО, и осужденных к лишению свободы, правил ношения одежды и обуви, выдаваемых подозреваемым и обвиняемым, содержащимся в СИЗО, и осужденным к лишению свободы, правил ношения одежды и обуви, выдаваемых беременным женщинам и женщинам, имеющим при себе детей;
2) признания утратившим силу приказа Минюста России от 3 декабря 2013 г. N 216 "Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах".
Срок подготовки соответствующих проектов нормативных правовых актов - в течение шести месяцев после дня официального опубликования Федерального закона.
Исполнители - Минюст России, ФСИН России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.