Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" разработан в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 12 марта 2024 г. N 10-П, согласно которому Конституционный Суд Российской Федерации обязал федерального законодателя урегулировать вопрос о возвращении платы за рассмотрение финансовым уполномоченным обращений, поданных лицами, которым уступлено право требования потребителя финансовых услуг к финансовой организации (далее соответственно - законопроект, Постановление N 10-П).
Частью 6 статьи 16 Федерального закона от 4 июня 2018 г. N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ) установлено, что принятие и рассмотрение обращений уполномоченным по правам потребителей финансовых услуг (далее - финансовый уполномоченный) осуществляются бесплатно, за исключением обращений, поданных лицами, которым уступлено право требования потребителя финансовых услуг к финансовой организации. В последнем случае рассмотрение обращения финансовым уполномоченным осуществляется за плату в размере, установленном Советом Службы финансового уполномоченного.
Законопроект предусматривает, что, в случае прекращения рассмотрения обращения финансовым уполномоченным в соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального закона N 123-ФЗ, плата, взимаемая за рассмотрение обращения, внесенная лицом, которому уступлено право требования потребителя финансовых услуг к финансовой организации, не возвращается. При этом законопроектом предусмотрено возвращение платы за рассмотрение обращения в полном объеме в случае отзыва обращения, поданного указанным лицом, до его принятия к рассмотрению в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона N 123-ФЗ.
В настоящее время Федеральный закон N 123-ФЗ не содержит решения вопроса возвращения или невозвращения платы за рассмотрение финансовым уполномоченным обращений, поданных лицами, которым уступлено право требования потребителя финансовых услуг к финансовой организации, в случае прекращения рассмотрения такого обращения в соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального закона N 123-ФЗ, что приводит к несоблюдению прав гражданина, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Следовательно, правовое регулирование в части 6 статьи 16 Федерального закона N 123-ФЗ порядка рассмотрения финансовым уполномоченным обращений позволит установить для лиц, которым уступлено право требования потребителя финансовых услуг к финансовой организации, единые условия рассмотрения обращений финансовым уполномоченным, а также исключить спорные ситуации с требованием возврата внесенной платы.
Принимая во внимание, что порядок досудебного урегулирования финансовым уполномоченным споров между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями определен Федеральным законом N 123-ФЗ в целях защиты прав и законных интересов потребителей финансовых услуг, положение законопроекта, в соответствии с которым в случае прекращения рассмотрения обращения финансовым уполномоченным в соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального закона N 123-ФЗ плата, взимаемая за рассмотрение обращения, внесенная лицом, которому уступлено право требования потребителя финансовых услуг к финансовой организации, не возвращается, направлено на повышение мотивации граждан отказываться от уступки права требования к финансовой организации иным лицам и самостоятельно подавать обращения финансовому уполномоченному.
Предусмотренная законопроектом обязательность возврата в полном объеме платы за рассмотрение обращения, внесенной подавшим обращение лицом, которому уступлено право требования потребителя финансовых услуг к финансовой организации, в случае отзыва соответствующего обращения до принятия его к рассмотрению в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона N 123-ФЗ исключает возможность отождествления указанной платы с оплатой услуг и необходимость компенсации любых затраченных финансовым уполномоченным усилий, что не соответствует характеру публично-правовой деятельности финансового уполномоченного (абзац шестой пункта 3.1 Постановления N 10-П).
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации, не потребует увеличения расходной части федерального бюджета и не приведет к сокращению доходной части федерального бюджета.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Аналогичные по содержанию проекты федеральных законов на рассмотрении палат Федерального Собрания Российской Федерации не находятся.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг", не окажет влияния на доходы и расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.