Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по туризму и развитию туристической инфраструктуры
на проект федерального закона N 319049-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (в части законодательного закрепления понятийного аппарата в сфере внутреннего железнодорожного туризма) внесен депутатами Государственной Думы Ш.В. Кара-оолом, С.А. Тарбаевым, Н.В. Школкиной (всего 25 депутатов), А.С. Прокопьевым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы, сенаторами Российской Федерации В.С. Тимченко, А.Ю. Брыксиным
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по туризму и развитию туристической инфраструктуры (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 319049-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (в части законодательного закрепления понятийного аппарата в сфере внутреннего железнодорожного туризма), внесен депутатами Государственной Думы Ш.В. Кара-оолом, С.А. Тарбаевым, Н.В. Школкиной (всего 25 депутатов), А.С. Прокопьевым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы, сенаторами Российской Федерации В.С. Тимченко, А.Ю. Брыксиным (далее - Законопроект) и сообщает следующее.
Железнодорожный туризм является одним из наиболее динамично развивающихся видов туризма. Железнодорожный транспорт отвечает основным запросам туристов: является наиболее безопасным видом туристских перевозок, не зависит от времени года, времени суток и погоды, удобен как для индивидуальных путешественников, так и для поездок с семьей или группой туристов. Одним из немаловажных факторов является доступность данного вида туризма как с точки зрения ценообразования, по сравнению с турпродуктами которые включают в себя авиаперевозку, так и с учетом особенностей текущей геополитической обстановки, ввиду которой авиасообщение с некоторыми популярными у наших граждан туристическими направлениями временно приостановлено. Учитывая масштабы территории Российской Федерации, указанный вид туризма обладает огромным потенциалом для развития, реализация которого будет способствовать выполнению поставленных Президентом Российской Федерации в послании Федеральному Собранию Российской Федерации целям - увеличение к 2030 году количества туристических поездок по территории Российской Федерации до 140 млн.
Особенность железнодорожного туризма с точки зрения нормативного регулирования заключается в том, что он находится в сфере смежного регулирования различных институтов отраслевого законодательства о туризме, о железнодорожном транспорте и гражданского права. Несмотря на отсутствие специального законодательного регулирования железнодорожный туризм в России успешно развивается и на сегодняшний день функционируют множество популярных железнодорожных туристических маршрутов, которые проходят по территории нескольких субъектов Российской Федерации как в традиционно популярных южных направлениях, так и в пределах "золотого кольца", северных направлениях. Зачастую такие туристические железнодорожные маршруты носят событийный (тематический) характер и функционируют как "круговой маршрут", после посещения объектов показа в рамках туристического маршрута, турист возвращается в пункт отправления.
Такие туристические маршруты имеют потенциал не только в сфере внутреннего туризма, но и в сфере въездного туризма, поскольку могут предоставить иностранным туристам возможность ознакомления в рамках одного тура с несколькими регионами нашей страны, их достопримечательностями, объектами показа и особенностями культуры, кухни за короткой промежуток времени.
Законопроект разработан в целях установления основополагающих принципов организации железнодорожного туризма, а также установление базовых норм-дефиниций. Авторами Законопроекта предлагается законодательно закрепить определения понятий "железнодорожный туризм", "туристский поезд", "туристский железнодорожный маршрут". Также предлагается наделить органы исполнительной власти в сфере туризма полномочиями по утверждению методических рекомендаций по формированию туристических железнодорожных маршрутов, а органы исполнительной власти в области железнодорожного транспорта полномочиями по утверждению правил туристских железнодорожных перевозок.
Законопроект направлен на разграничение железнодорожных туристических перевозок от регулярных пассажирских перевозок в зависимости от маршрута следования железнодорожного туристского поезда, комплекса оказываемых туристических услуг и цели перевозки пассажиров. Так, авторами Законопроекта предлагается закрепить в подзаконных нормативных правовых актах особенности перевозки в туристских поездах. К таким особенностям предлагается отнести оказание дополнительных услуг (обслуживание и трансфер к объектам показа во время остановок, экскурсионное обслуживание), дополнительные функциональные обязанности проводников, изменение действующих норм перевозки багажа и ручной клади.
Вместе с тем к Законопроекту есть ряд замечаний, которые требуют проработки.
Определение понятия "железнодорожный туристский поезд" требует доработки, так как содержание указанного термина в представленной редакции не устанавливает признаков, позволяющих разграничить данный вид поездов от иных видов пассажирских поездов. Представляется целесообразным определить целевое назначение железнодорожных туристских поездов, которое будет заключаться в оказании комплекса туристических услуг. Именно закрепление целевого назначения железнодорожных туристических поездов позволит выработать специальное правовое регулирование в сфере железнодорожного туризма.
Также предлагается доработать определение понятия "туристский железнодорожный маршрут", в редакции Законопроекта оно содержит закрытый перечень целей для промежуточных остановок туристского поезда, в который не включены такие востребованные направления, как посещение туристами горнолыжных трасс (центров), спортивных, развлекательных, рекреационных, оздоровительных, образовательных и иных объектов. Кроме того, целесообразно исключить слово "уникальный" в связи с его правовой неопределенностью и оценочным характером.
Кроме того, необходимо уточнить положения, определяющие особые условия формирования, продвижения и реализации такого туристского продукта при использовании туристского поезда, следующего по туристскому железнодорожному маршруту, вид и условия договора, заключаемого перевозчиком, туроператором в отношении указанного поезда.
В пояснительной записке к Законопроекту указано, что услуги будут оказываться на основании договора о реализации турпродукта.
Вместе с тем используемая в определении понятия "туристские железнодорожные перевозки" формулировка "в том числе" прямо указывает на возможность оказания услуг как по договору перевозки пассажира железнодорожным транспортом, так и по договору о реализации турпродукта. Такое расширительное толкование данной нормы может привести к возможному выведению в дерегулируемый сегмент обычных пассажирских перевозок, в случае если они будут осуществляться в туристских поездах.
Комитетом Государственной Думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры концепция Законопроекта поддерживается, с учетом замечаний.
Правовым управлением Аппарата Государственной Думы высказаны замечания по Законопроекту.
Комитет Совета Федерации по экономической политике, Комитет Совета Федерации по социальной политике, Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера поддерживают концепцию Законопроекта.
Правительство Российской Федерации поддерживает Законопроект с учетом замечаний.
Учитывая вышеизложенное, Комитет поддерживает Законопроект с учетом изложенных замечаний и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.А. Тарбаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.