Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 727324-8 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" (далее - законопроект) подготовлен в целях реализации задачи, поставленной в подпункте "с" пункта 11 перечня поручений Президента Российской Федерации от 30 марта 2024 г. N Пр-616 и в подпункте "м" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309, по повышению минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ) опережающими темпами и обеспечению роста МРОТ к 2030 году более чем в два раза по сравнению с суммой, установленной на 2023 год, с достижением его величины не менее 35 тыс. рублей в месяц (подпункт "м" пункта 2).
Статьей 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" предусматривается исчисление МРОТ исходя из величины медианной заработной платы за предыдущий год. При этом МРОТ должен быть не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации на очередной год и не ниже МРОТ, установленного на текущий год.
Федеральным законом от 27 ноября 2023 года N 548-ФЗ "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и признании утратившими силу статей 2 и 3 Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и о приостановлении действия ее отдельных положений" начиная с 2025 года установлена норма о соотношении между МРОТ и медианной заработной платой не менее 48%.
В связи с этим законопроектом предлагается установить МРОТ с 1 января 2025 г. в сумме 22440 рублей (рост 16,6%). Соотношение с медианной заработной платой за предыдущий год увеличится до 48%. Медианная заработная плата за 2023 год по данным Росстата составляет 46751 рубль.
Реализация положений законопроекта будет способствовать обеспечению повышения заработной платы около 4,2 млн. работников.
Законопроект не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих необоснованному возникновению расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Предлагаемые законопроектом решения не повлекут социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской деятельности, а также не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов, аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"
Проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" (далее - законопроект) минимальный размер оплаты труда устанавливается с 1 января 2025 г. в сумме 22440 рублей (рост 16,6%).
Дополнительные расходы на повышение заработной платы работников бюджетной сферы в 2025 году (к предыдущему году) в связи с реализацией положений законопроекта составят 140,4 млрд. рублей, в том числе работников федеральных государственных учреждений - 32 млрд. рублей (данная оценка дополнительных расходов федерального бюджета является предварительной и будет уточнена с учетом информации, представленной федеральными органами исполнительной власти) и работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений 108,4 млрд. рублей.
При этом треть бюджетных расходов возвратится в бюджетную систему Российской Федерации в виде уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и налога на доходы физических лиц.
Реализация указанного законопроекта будет осуществляться за счет средств, предусмотренных на 2025 год в соответствующих бюджетах бюджетной системы Российской Федерации.
Дополнительные расходы организаций реального сектора экономики в связи с повышением минимального размера оплаты труда в 2025 году составят 58 млрд. рублей (к предыдущему году).
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.