Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 745459-8 "О внесении изменений в статью 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального конституционного закона "О внесении изменений в статью 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" подготовлен с целью продления срока действия особенностей выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также дополнения перечня закупок, которые Республика Крым и город федерального значения Севастополь могут осуществлять в особом порядке, возможностью закупать модульные здания и услуги по охране имущества заказчика, жизни и здоровья людей.
Одним из важнейших этапов интеграции Республики Крым и города федерального значения Севастополя в правовую систему Российской Федерации стало предоставление частью 1.3 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до 1 января 2025 года полномочий по осуществления выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях осуществления отдельных видов закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
За истекшие десять лет нахождения в составе Российской Федерации Республика Крым и город федерального значения Севастополь достигли значительных результатов в реализации государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя". В значительной степени этому способствовало предоставленное Республике Крым право самостоятельно осуществлять регулирование в сфере закупок.
Механизм выбора единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), установленный в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе, позволил привлечь подрядчиков, способных выполнить условия контрактов без нарушения установленных сроков выполнения работ. Региональное законодательство в сфере закупок доказало свою эффективность во время введения ограничительных мер со стороны недружественных стран в период проведения специальной военной операции.
С начала своего действия региональное законодательство в сфере закупок показало свою экономическую эффективность. За период реализации Государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя" введено в эксплуатацию 480 инфраструктурных объектов, в городе федерального значения Севастополе - 101 инфраструктурный объект, значительно повысивших социально-экономический уровень субъекта.
Большие успехи в повышении уровня социальной обеспеченности жителей вышеуказанных регионов, а именно обеспеченности регионов в необходимом количестве детских дошкольных образовательных учреждений, школ, а также иных социальных объектов были достигнуты благодаря внедрению технологии быстровозводимых модульных зданий. Эти технологии в полной мере оправдали себя, однако, в соответствии с действующими нормами Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), указанные объекты закупаются как товар, который подлежит установке. Таким образом, поставщик обязан поставить и установить здание, а также провести иные работы по его внутреннему оснащению. При этом, обустройство территории, на которой будет располагаться объект, не входит в его компетенцию и у заказчика возникает целый спектр проблем по благоустройству территории, прилегающей к зданию, связанных с поиском исполнителя данных работ, поскольку и детский сад, и школа, и любой иной объект сдаётся в эксплуатацию комплексно, со всей обустроенной территорией. Таким образом, заказчик осуществляет не одну, а две процедуры закупки, с целью сдачи в эксплуатацию одного объекта закупки.
Исходя из вышеизложенного, предлагаю включить модульные здания в перечень закупок, которые Республика Крым и город федерального значения Севастополь может осуществлять в особом порядке, с целью оптимизации процесса и возможности установления требований к исполнителю работ, по проведению, в том числе работ, связанных с благоустройством территории, прилегающей к возводимому зданию.
В соответствии с пунктом "д" статьи 11 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации" (далее - Концепция), утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
В настоящее время осуществить закупку услуг по охране имущества заказчика, жизни и здоровья людей для государственных и муниципальных нужд возможно в соответствии Федеральным законом о контрактной системе конкурентным способом или у единственного исполнителя, но на ограниченную сумму закупки. Следует отметить, что сложившаяся в Республике Крым практика конкурентных закупок услуг охраны показала, что заказчики субъекта сталкиваются с большим количеством организаций, заявляющих заведомо заниженную цену контракта, и, как следствие, в дальнейшем предоставляющих не квалифицированные кадры для исполнения поставленных задач по охране жизни и здоровья людей.
Так, безусловно, действующие нормативные акты, а именно постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года N 339 "О случаях осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядке их осуществления", предоставляет право заказчику применить положения Указа Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 года N 757 "О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 года N 756" и осуществить закупку услуг охраны у единственного исполнителя, но исключительно на объектах, обеспечивающих жизнедеятельность населения. Республика Крым применила эту возможность для объектов жизнеобеспечения, однако, не все объекты, в том числе социально значимые, относятся к жизнеобеспечивающим. В это перечень не попадают в том числе, детские дошкольные учреждения, учреждения образования различного уровня, интернаты различного типа и т.д. Однако, негативная тенденция, связанная с террористическими актами в учебных заведениях, а также общая политическая ситуация, связанная с территориальным расположением субъекта (близость к зоне проведения специальной военной операции и действующий уровень реагирования) вызывают необходимость принимать всеобъемлющие меры по усилению охраны этих объектов.
Таким образом, с целью обеспечения антитеррористической безопасности и заключения контракта в максимально сжатые сроки с исполнителями со сложившимся и подтверждённым опытом в данной сфере, имеющим квалифицированные кадры, предлагаю включить услуги по охране имущества заказчика, жизни и здоровья людей в перечень закупок, которые Республика Крым и город федерального значения Севастополь могут осуществлять в особом порядке.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 112 Федерального закона от 5 апреля 2013года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 112 Федерального закона от 5 апреля 2013года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.