Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на содействие укреплению семейных отношений и поддержку материнства в Российской Федерации. Его задачей является повышение гарантий конституционного права на труд для женщин, в частности имеющих детей в возрасте до трёх лет.
Российское трудовое законодательство не только запрещает дискриминацию по признаку пола, но и предоставляет женщинам дополнительные гарантии, способствующие созданию для них равных возможностей в сфере труда. Характерным примером гарантий реализации права женщин на равенство в сфере труда является статья 64 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).
Частью третьей статьи 64 ТК РФ установлен запрет отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей.
Как отмечается в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", запрещается отказывать в заключении трудового договора по обстоятельствам, носящим дискриминационный характер, в том числе женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей (части вторая и третья статьи 64 ТК РФ)
Однако на практике некоторые работодатели отказывают в трудоустройстве молодым женщинам, у которых нет детей, опасаясь последующих сложностей, связанных с потенциальным длительным отпуском и выплатами по беременности, родам и уходу за ребенком.
В целях исключения такого "буквального" толкования работодателями нормы части третьей статьи 64 ТК РФ законопроектом предлагается установить запрет для работодателей отказывать женщинам в заключении трудового договора по мотивам, связанным с отсутствием детей.
До достижения трехлетнего возраста ребенок объективно (с учетом его психофизиологических особенностей) нуждается в практически постоянном присутствии рядом с ним матери. Именно поэтому статьей 256 ТК РФ предусмотрено, что женщина по заявлению имеет право на получение отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Такой отпуск может быть использован ею как полностью, так и частично.
Вместе с тем, ТК РФ допускает отзыв работника из отпуска - прерывание отпуска по инициативе работодателя. Отзыв из ежегодного основного оплачиваемого отпуска по общему правилу допускается только с согласия работника (за исключением особых обстоятельств), причем неиспользованная часть отпуска должна быть предоставлена по выбору работника в удобное для него время в течение текущего рабочего года или присоединена к отпуску за следующий рабочий год (ч. 2 ст. 125 ТК РФ). Перечень обстоятельств, при которых допускается отзыв из отпуска, законодательно не установлен, работодатель вправе определить их самостоятельно.
При этом не все работники могут быть отозваны работодателем из отпуска. Часть третья статьи 125 ТК РФ устанавливает запрет на отзыв из отпуска работников в возрасте до восемнадцати лет, беременных женщин и работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Поскольку внезапный отзыв из отпуска женщины, имеющей ребенка (детей) в возрасте до трех лет, безусловно, будет являться травмирующим событием для малолетнего ребенка (детей), законопроектом предлагается установить запрет отзыва женщин из отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
В соответствии с частью четвертой статьи 254 ТК РФ женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет, в случае невозможности выполнения прежней работы переводятся по их заявлению на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе до достижения ребенком возраста полутора лет.
В целях устранения негативного влияния неблагоприятных условий труда на организм женщины, сохранения ее здоровья (в том числе, способности к дальнейшему деторождению), а также поддержания прежнего уровня материального благосостояния работающих матерей, имеющих малолетних детей, законопроектом предлагается повысить с полутора до трех лет возраст детей, чьи матери в случае невозможности выполнения прежней работы имеют право на перевод их по заявлению на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе до достижения ребенком возраста трех лет.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета, а также иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.