Пояснительная записка
к проекту Федерального закона N 686022-8 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Настоящий законопроект направлен на закрепление уголовной ответственности за совершение определенных преступлений в сфере производства и оборота табачной и (или) никотинсодержащей продукции, а также на совершенствование государственного регулирования производства и оборота данной продукции путем усиления государственного контроля за ее производством и оборотом.
Частью 10 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) предусмотрено, что хозяйствующие субъекты, нарушившие правила маркировки товаров средствами идентификации и (или) не исполнившие обязанность по передаче в государственную информационную систему мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, сведений, предусмотренных данным Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования, указывает на следующее.
Действующая редакция части пятой 171.1 УК РФ регламентирует ответственность за производство, приобретение, хранение, перевозку в целях сбыта или продажу немаркированной алкогольной продукции, подлежащей обязательной маркировке акцизными марками либо федеральными специальными марками, а также немаркированных табачных изделий, подлежащих маркировке специальными (акцизными) марками, совершенные в крупном размере. При этом во втором Примечании к данной статье указано, что крупным размером в частях пятой и шестой настоящей статьи признается стоимость немаркированной алкогольной продукции и (или) немаркированных табачных изделий, превышающая сто тысяч рублей, а особо крупным - один миллион рублей.
Действующие редакции частей третьей и четвертой статьи 327.1 УК РФ регламентируют ответственность за изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных акцизных марок либо федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции либо поддельных специальных (акцизных) марок для маркировки табачных изделий, а также за использование для маркировки алкогольной продукции заведомо поддельных акцизных марок либо федеральных специальных марок, а равно использование для маркировки табачных изделий заведомо поддельных специальных (акцизных) марок.
Настоящим законопроектом предлагаются к внесению следующие изменения. Так, в части 5 статьи 171.1 УК РФ проектом федерального закона закрепляется ответственность за производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или продажа немаркированной алкогольной продукции, подлежащей обязательной маркировке акцизными марками либо федеральными специальными марками, а также табачной и/или никотинсодержащей продукции без маркировки, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка обязательна, при этом в примечании к данной статье указывается, что крупным размером в частях пятой и шестой настоящей статьи признается стоимость немаркированной алкогольной продукции и (или) немаркированной табачной и/или никотинсодержащей продукции, превышающая сто тысяч рублей, а особо крупным - один миллион рублей.
Вместе с тем представляется целесообразным закрепить в статье 327.1 (частях третей и четвертых) УК РФ ответственность за изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных специальных (акцизных) марок, защищенных от подделок для маркировки табачной и/или никотинсодержащей продукции, а также ответственность за использование для маркировки табачной и/или никотинсодержащей продукции заведомо поддельных специальных (акцизных) марок, защищенных от подделок.
Предлагаемые изменения части пятой статьи 171.1 УК РФ, примечания к данной статье, а также частей третьей и четвертой статьи 327.1 УК РФ направлено на приведение данных норм в соответствие с законодательством Российской Федерации в сфере обязательной маркировки товаров средствами идентификации.
В соответствии с пунктом 3.2 части 1 статьи 5 Закона N 381-ФЗ Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по утверждению характеристик средств идентификации, в том числе структуры и формата кодов маркировки, кодов идентификации и кодов проверки, правил формирования, нанесения и учета средств идентификации, в отношении отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.
В связи с этим действия, связанные с изготовлением в целях сбыта или сбытом, а также использованием поддельных средств идентификации для маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, направлены против законного оборота товаров.
Общественная опасность использования поддельных средств идентификации состоит в том, что применение таких средств идентификации является одним из возможных способов легализации незаконных товаров, которые могут представлять опасность для потребителя, при этом для недобросовестных участников оборота товаров создается возможность ухода от уплаты налогов и таможенных платежей.
Криминализация нарушений исполнения требований в сфере маркировки товаров средствами идентификации мотивирована значимостью надлежащей маркировки товаров средствами идентификации для фискальных целей и целей государственного контроля прослеживаемости оборота маркированных товаров, а также степенью негативного влияния незаконного оборота промышленной продукции на экономику государства.
При этом ввиду сравнительной новизны отношений в сфере обязательной маркировки товаров средствами идентификации судебная практика по привлечению к ответственности за нарушение требований об обязательной маркировке средствами идентификации по объективным причинам к настоящему времени не сложена, в связи с чем предлагаемые проектом федерального закона изменения имеют отчасти превентивный характер.
Также законопроектом предлагается закрепить, что под заведомо поддельными акцизными марками, специальными (акцизными) марками или знаками соответствия, защищенных от подделок, в рамках статьи 327.1 УК РФ признаются средства идентификации, которые не были получены посредством государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке.
Предлагаемые нововведения позволят как исключить вышеобозначенные риски, устранив при этом имеющиеся пробелы законодательного регулирования, так и повысить эффективность контроля за производством и оборотом табачной и (или) никотинсодержащей продукции.
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации, не повлечет отрицательных социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и не повлияет на достижение иных целей, не упомянутых в законопроекте.
Финансово-экономическое обоснование к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" не потребует увеличения расходов федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.