Досье на проект федерального закона
Предлагаемые изменения имеют цель повысить уровень информационного обеспечения деятельности прокурора в сфере уголовного судопроизводства.
Прокурор в соответствии со статьей 129 Конституции Российской Федерации и статьей 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации является должностным лицом, уполномоченным осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. Однако обязанность прокурора реализовать эти полномочия ограничена невозможностью получения им во многих случаях информации о ходе и результатах расследования уголовного дела.
Значительная часть прокурорских мероприятий в этой сфере осуществляется в связи с жалобами граждан. Их число ежегодно возрастает. В 2023 году в органы прокуратуры поступило свыше 6 млн. трехсот тысяч обращений граждан, значительная часть которых посвящена досудебному уголовному производству.
Частью 1 статьи 124 УПК РФ прокурору отводится всего трое суток на рассмотрение такой жалобы и в исключительных случаях до 10 суток. Для истребования материалов дела для прокурорской проверки требуется письменный мотивированный запрос (часть 2.1 статьи 37 УПК РФ).
Следственный орган зачастую затягивает передачу материалов дела под разными предлогами, в том числе и "в связи с необходимостью производства следственных действий". Для исправления ситуации в данном законопроекте предлагается внести изменение в часть 2.1 статьи 37 УПК РФ, добавив положение о незамедлительности предоставления прокурору возможности ознакомиться с материалами уголовного дела по его запросу.
В законопроекте предлагается предусмотреть обязанность дознавателя, следователя и суда о направлении прокурору копий постановления, определения об избрании, а также отмене и изменении меры пресечения.
В данном законопроекте предлагается устранить имеющуюся неполноту в формулировке норм статьи 154 УПК РФ, о выделении уголовного дела в отдельное производство. Поскольку фактически речь идет о появлении нового уголовного дела, об этом факте должен быть уведомлен прокурор.
Для полноценного осуществления надзора за соблюдением разумных сроков предварительного расследования, установленных статьей 6-1 УПК РФ, прокурор должен получать оперативную информацию о всех случаях продления следствием этого процессуального срока, для чего предлагается сделать соответствующие дополнения в часть 8 статьи 162 УПК РФ.
Прокурору необходимо обладать своевременной информацией о планах следователя произвести действия, требующие в соответствии со статьей 29 УПК РФ разрешения суда: производство осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц; производство обыска и (или) выемки в жилище; производство выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи; производство обыска, осмотра и выемки в отношении адвоката в соответствии со статьей 450.1 УПК РФ; производство личного обыска; производство выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну; наложение ареста на корреспонденцию, ее осмотр и выемку в учреждениях связи; контроль и запись телефонных и иных переговоров; получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами и др. (часть 1-3 статьи 165 УПК РФ).
Прокурор вправе участвовать в рассмотрении в суде этих вопросов. Однако прокурора никто не уведомляет о том, что следователь намерен обратиться или уже обратился в суд с ходатайством. Поэтому в законопроекте предлагается установить правило о том, что копия постановления следователя незамедлительно направляется прокурору.
Необходимо устранить пробел в законе об уведомлении прокурора о предстоящем рассмотрении судом вопросов, связанных с исполнением приговора. В силу действующего правила, установленного статьей 399 УПК РФ, о предстоящем процессе на этой стадии судопроизводства извещаются все должностные лица, ответственные за исполнение приговора, а также сами осужденные и их защитники, законные представители. Прокурор же, который вправе принять участие в судебном заседании, не упомянут в числе тех лиц, которые должны быть уведомлены о предстоящем процессе. Законопроект предлагает внести в статью 399 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации необходимое дополнение.
Принятие данного законопроекта не повлечет необходимости внесения изменений либо дополнений в другие законодательные акты. Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, а также не повлечет каких-либо изменений финансовых обязательств государства.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных законодательных актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.