Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по региональной политике и местному самоуправлению
на проект федерального закона N 369044-8 "О внесении изменения в статью 231 Гражданского кодекса Российской Федерации" (в части уточнение правил о приобретении права собственности на безнадзорных животных), внесенный депутатами Государственной Думы Л.Э. Слуцким, А.Н. Диденко, С.Д. Леоновым, Я.Е. Ниловым и др.
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 10 июля 2023 года (протокол N 114, пункт 114.2) Комитетом Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению рассмотрен проект федерального закона N 369044-8 "О внесении изменения в статью 231 Гражданского кодекса Российской Федерации" (в части уточнение правил о приобретении права собственности на безнадзорных животных), внесенный депутатами Государственной Думы Л.Э. Слуцким, А.Н. Диденко, С.Д. Леоновым, Я.Е. Ниловым и др. (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается внести в абзац второй пункта 1 статьи 231 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) изменение, согласно которому порядок поступления в муниципальную собственность безнадзорных домашних животных будет определяться законодательством, регулирующим отношения в области обращения с животными, то есть положениями Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 498-ФЗ).
В связи с данной законодательной инициативой Комитет отмечает следующее.
В соответствии со статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) в собственности муниципальных образований может находиться только имущество, предназначенное для решения установленных данным Федеральным законом вопросов местного значения, для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ, для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения, имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2 Федерального закона N 131-ФЗ, а также предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 данного Федерального закона. При этом подчеркивается, что в случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не соответствующее требованиям части 1 статьи 50 Федерального закона N 131-ФЗ, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению.
Предлагаемые новеллы обосновываются тем, что пунктом 1 статьи 7 Федерального закона N 498-ФЗ, порядок обращения с животными без владельцев определяется субъектами Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Правительством Российской федерации.
Вместе с тем в законопроекте не учитывается, что предметом регулирования Федерального закона N 498-ФЗ являются отношения в области обращения с животными (содержание, использование, применение), в том числе с животными без владельцев, в целях их защиты. Вопросы порядка возникновения права собственности на безнадзорных животных (в том числе животных, владельцы которых неизвестны) относятся к предмету регулирования ГК РФ и не регулируются Федеральным законом N 498-ФЗ.
Кроме того, из сферы действия, данного Федерального закона исключены отношения в области содержания и использования сельскохозяйственных животных, что не позволяет применять его к скоту, владелец которого неизвестен. В то же время статьи 230 и 231 ГК РФ прежде всего направлены на урегулирование последствий задержания животных, которые могут использоваться человеком в практической деятельности (то есть, в первую очередь, безнадзорного или пригульного скота).
Согласно статьям 230-231 ГК РФ для заявления об обнаруженных безнадзорных домашних животных, в том числе о безнадзорном или пригульном скоте, в случае если их собственник или место его пребывания неизвестны, установлен срок - не позднее трех дней с момента задержания. Если, животные переданы задержавшим их лицом на содержание и в пользование другому лицу, имеющему необходимые дня этого условия, по истечении положенных шести месяцев с момента указанного выше заявления право собственности на животных приобретает именно это лицо, либо при его отказе - муниципальное образование. Возмещение расходов на содержание безнадзорных животных в случае их возврата собственнику производится с зачетом выгод, извлеченных от пользования ими.
Однако с позиции ГК РФ безнадзорные животные рассматриваются как вещь с точки зрения права собственности, что подтверждается расположением статей вышеуказанных статей ГК РФ в главе "приобретение права собственности", в то время как Федеральный закон N 498-ФЗ регулирует отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными.
Таким образом, рассматриваемые нормы ГК РФ и Федеральный закон N 498-ФЗ имеют различные объекты и предметы правового регулирования, в связи с чем проектируемые положения могут привести к возникновению правовых коллизий.
Также отметим, что в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 15.05.2021 N Пр-808 (п. 1"б") в настоящее время Правительством Российской Федерации ведется работа по совершенствованию законодательства Российской Федерации в части определения особенностей владения и распоряжения организациями и муниципальными образованиями безнадзорными животными, находящимися на их территориях, включая вопросы передачи новым собственникам.
На основании изложенного, Комитет считает, что законопроект не может быть поддержан в представленной редакции.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.