Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по региональной политике и местному самоуправлению
на проект федерального закона N 63475-8 "О внесении изменения в статью 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (о неприменении предусмотренных статьей административных штрафов к органам местного самоуправления), внесенный депутатами Государственной Думы Российской Федерации Я.Е. Ниловым, Д.А. Свищевым, А.Н. Диденко, С.Д. Леоновым
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 21 марта 2022 года (протокол N 30, пункт 98) Комитетом Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению рассмотрен проект федерального закона N 63475-8 "О внесении изменения в статью 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (о неприменении предусмотренных статьей административных штрафов к органам местного самоуправления) (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается освободить органы местного самоуправления от административных штрафов, установленных частью 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), а именно за неисполнение должником исполнительного документа, содержащего требования неимущественного характера, связанные с обеспечением пожарной безопасности, промышленной безопасности или безопасности гидротехнических сооружений, соблюдением требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий), реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства или ввода его в эксплуатацию либо обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа.
В связи с данной законодательной инициативой Комитет отмечает следующее.
В соответствии со статьей 1.2. КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
В соответствии с частью 1 статьи 1.4, частями 1, 2 и 3 статьи 2 и частями 1, 2 статьи 2.10 КоАП РФ, административная ответственность в случаях, предусмотренных КоАП РФ, распространяется как на физических, так и на юридических лиц. Поскольку специальное определение юридического лица как субъекта административного правонарушения в КоАП РФ отсутствует, правоприменители используют положения Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в силу которых юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК РФ).
Авторы законопроекта предлагают исключить для органов местного самоуправления, которые зарегистрированы в качестве юридических лиц, наказания в виде административного штрафа, в связи с систематической нехваткой средств в бюджетах сельских и городских поселений.
Вместе с тем данное предложение не учитывает, что законодатель, устанавливая санкцию за то или иное деяние, исходит из того, что оно по своему объективному содержанию противоречит нормальным условиям жизни общества, а при планировании ослабления санкции состава административного правонарушения необходимо учитывать соотношение ее положительных и отрицательных последствий. Уменьшение карательного потенциала административного наказания допустимо только тогда, когда есть твердое убеждение, что ее положительные результаты превзойдут неизбежные отрицательные последствия и (или) имеются иные правовые меры принуждения, которые позволят предупреждать данное деяние в будущем.
Однако авторы законопроекта не приводят достаточных обоснований для внесения рассматриваемых изменений и не предлагают иных способов достижения задач, перечисленных в статье 1.2 КоАП РФ и обеспечения безопасности населения в сферах, описанных частью 2.1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Кроме того, должно быть принято во внимание, что согласно части 4 статьи 24.5 КоАП РФ в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению, т.е. законодательство уже содержит механизм, позволяющий не применять к рассматриваемым субъектам, перечисленным в части 2.1 статьи 17.15 КоАП РФ, административного наказания в виде административного штрафа.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению не считает целесообразным поддержать законопроект и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.