Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 63475-8 "О внесении изменения в статью 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (о неприменении предусмотренных статьей административных штрафов к органам местного самоуправления) внесен депутатами Государственной Думы Я.Е. Ниловым, Д.А. Свищевым, А.Н. Диденко, С.Д. Леоновым
Досье на проект федерального закона
Комитет по государственному строительству и законодательству, рассмотрев представленную законодательную инициативу, отмечает следующее.
Проектом федерального закона предлагается не применять административные штрафы, установленные частью 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (за неисполнение должником исполнительного документа, содержащего указанные в данной норме требования неимущественного характера), к органам местного самоуправления, которые зарегистрированы в качестве юридических лиц. Согласно позиции, изложенной в пояснительной записке, исполнительные листы не выполняются муниципальными образованиями только по причине нехватки средств в бюджетных сельских и городских поселений.
Комитет не поддерживает концепцию данной законодательной инициативы по следующим основаниям.
Часть 2.1 статьи 17.15 КоАП РФ предусматривает повышенную ответственность за неисполнение должником исполнительного документа, содержащего требования неимущественного характера, связанные с обеспечением пожарной безопасности, промышленной безопасности или безопасности гидротехнических сооружений, соблюдением требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий), реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства или ввода его в эксплуатацию либо обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа.
Установление такой ответственности было обусловлено тем, что указанные правонарушения несут в себе повышенную общественную опасность, в связи с чем должны быть исполнены в установленный срок, так как их неустранение или несвоевременное устранение в отдельных случаях могут приводить к возникновению происшествий, способных причинить вред жизни или здоровью граждан, а также повлечь за собой гибель людей.
Альтернативных способов обеспечения своевременного исполнения указанных требований авторами законопроекта не предлагается.
Что же касается ответственности органов местного самоуправления, то необходимо отметить, что в соответствии с частью 4 статьи 24.5 КоАП РФ в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что должностным лицом местного самоуправления вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных лиц подлежит прекращению.
Таким образом, помимо того, что наличие вины само по себе является необходимым условием наступления административной ответственности, в КоАП РФ предусмотрен дополнительный инструмент, призванный обезопасить вышеуказанных лиц от необоснованного привлечения их к административной ответственности.
Проект федерального закона рассматривался на заседании Комитета 6 февраля 2023 года, в результате чего субъектам права законодательной инициативы было рекомендовано изменить текст указанного законопроекта в соответствии с пунктом "а" части 6 статьи 112 Регламента Государственной Думы, однако до настоящего времени законопроект доработан не был.
Кроме того, рассматриваемая инициатива не поддерживается Правительством Российской Федерации, Комитетом по контролю и Комитетом по региональной политике и местному самоуправлению (соисполнители), Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, а также субъектами Российской Федерации.
Законопроект N 63475-8 в целом соответствует Методическим рекомендациям по юридико-техническому оформлению законопроектов (редакция 2021 года).
Учитывая изложенное, Комитет по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе проект федерального закона N 63475-8 "О внесении изменения в статью 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" отклонить.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.