Заключен контракт на строительство объекта по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ, срок выполнения работ по контракту - 31.05.2022, срок исполнения контракта - 30.06.2022. Подрядчик не выполнял работы и вдруг в июне решил приступить к работам. Попросил по п. 9 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ продлить срок исполнения контракта.
Возможно ли за пределами срока выполнения работ, но в пределах срока исполнения контракта заключить дополнительное соглашение и продлить срок по п. 9 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Само по себе указанное в вопросе обстоятельство не влияет на возможность заключения дополнительного соглашения на основании п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
Обоснование позиции:
Как следует из положений п. 9 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), при исполнении контрактов, перечисленных в данной норме, в частности, контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству объекта капитального строительства, допускается по соглашению сторон однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении в случае, если данный контракт не исполнен в установленный в контракте срок по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика.
При этом в случае, если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
В случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика предусмотренное п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ изменение срока осуществляется при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с данным законом, предоставления подрядчиком в соответствии с Законом N 44-ФЗ обеспечения исполнения контракта.
Особо отметим, что Законом N 44-ФЗ не установлены конкретные сроки для заключения соглашения о продлении сроков исполнения контракта на основании п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Из буквального прочтения указаний п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ следует, что заключение данного соглашения возможно, если контракт не исполнен в установленный им срок, причем при наличии вины подрядчика - только при условии отсутствия не исполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с Законом N 44-ФЗ, которые также могут быть предъявлены в полном объеме после окончания срока выполнения работ. То есть получается, что соглашение о продлении срока выполнения работ по вышеназванному контракту можно заключить после окончания срока выполнения работ. Причем законом не установлено никакого предельного срока, по окончании которого заключение соглашения о продлении срока исполнения обязательств становилось бы невозможным.
Разумеется, заключить дополнительное соглашение о продлении сроков исполнения контракта на основании п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ стороны вправе в том случае, если контракт на момент заключения соглашения является действующим. В связи с чем отметим, что контрактом может быть предусмотрено, что окончание срока его действия влечет прекращение обязательств сторон по договору (п. 3 ст. 425 ГК РФ), в таком случае заключить упомянутое в вопросе дополнительное соглашение можно только в пределах срока действия контракта*(1). При отсутствии такого условия дополнительное соглашение может быть заключено даже после истечения срока действия контракта. Поэтому в рассматриваемой ситуации необходимо учитывать формулировку контракта о сроке его действия.
Также при принятии решения о заключении соглашения об изменении контракта на основании п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ необходимо учитывать, что согласно п. 2 ст. 72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств (смотрите письмо Минфина России от 16.01.2020 N 24-03-07/1618, письмо Минфина России от 12.03.2020 N 24-03-07/18880, письмо Минфина России от 27.02.2020 N 24-03-07/14440).
Таким образом, в приведенной ситуации указанное в вопросе обстоятельство само по себе не влияет на возможность заключения дополнительного соглашения на основании п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Изменить контракт по данному основанию стороны вправе с учетом сроков действия, утвержденных лимитов бюджетных обязательств*(2) при условии, что: контракт является действующим; подрядчиком исполнено требование об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком, и предоставлено обеспечения исполнения контракта. Если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, также нужно определить новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда
Ответ прошел контроль качества
5 июля 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Напомним, что понятия "срок исполнения контракта" и "срок действия контракта" не являются тождественными. По смыслу положений гражданского законодательства (ст. 425 ГК РФ) в случае отсутствия в контракте условия о том, что окончание его срока действия влечет прекращение обязательств сторон по контракту, срок исполнения обязательств может оканчиваться и позже, чем установленный контрактом срок его действия (смотрите об этом в материалах: Энциклопедия решений. Срок действия и срок исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ; Энциклопедия решений. Возможность продления срока действия контракта по Закону N 44-ФЗ.) При этом отметим, что буквально в п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ говорится именно о продлении срока исполнения контракта, а не срока действия контракта. Поэтому вполне вероятно, что продление срока действия контракта по данному основанию будет признано неправомерным. О том, как рассчитать срок продления контракта на основании п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, смотрите в материале: Вопрос: Как рассчитать срок продления контракта на основании п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2021 г.).
*(2) По данному вопросу смотрите также материал: Энциклопедия решений. Сроки контрактов (договоров), заключаемых госучреждениями.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"