• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Поведенческая экономика как инструмент адаптации законодательства о конкуренции к цифровой трансформации общества (А.А. Алферова, сетевое издание "Цифровое право (Digital Law Journal)", N 2 (том 3), апрель-июнь 2022 г.)

Документ отсутствует в свободном доступе.
Вы можете заказать текст документа и получить его прямо сейчас.

Заказать

Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.

Алферова А.А. Поведенческая экономика как инструмент адаптации законодательства о конкуренции к цифровой трансформации общества

 

А.А. Алферова - магистр права Университета Утрехта, Утрехт, Нидерланды

 

Цифровизация и стремительное развитие общества определяют необходимость адаптации законодательства и правоприменительной практики к требованиям цифровой эпохи. Антимонопольная политика также претерпевает изменения и разрабатывает инструменты, которые позволяют своевременно реагировать на вызовы цифровой экономики. Одним из таких инструментов является поведенческая экономика, которая приобретает всю большую значимость в современной цифровой среде и позволяет регулирующим органам проявлять гибкость и способствовать достижению основных целей законодательства о конкуренции - сохранение конкурентного состояния рынка и недопущение концентрации избыточной власти в руках одного хозяйствующего субъекта.

Практика применения поведенческой экономики антимонопольными органами становится все более обширной, поскольку в цифровой среде находится большой пул данных, в том числе о потребителях, который может быть использован компаниями для влияния на пользователей, что может привести к недобросовестной конкуренции. Таким образом, в статье будет изучен вопрос использования антимонопольными органами поведенческой экономики в части потребительского выбора с целью установления возможных поведенческих особенностей потребителей, которые влияют на корректное определение товарных рынков и идентификацию нарушений конкурентного законодательства компаниями. Применение юридического доктринального подхода, описательного метода и метода сравнительного правоведения позволит установить актуальность темы в разных странах, перспективы и траектории применения поведенческой экономики в антимонопольной практике.

В результате исследования установлен глобальный тренд в применении поведенческой экономики антимонопольными органами как при определении границ товарных рынков, так и для выявления нарушений антимонопольного законодательства. Делается вывод, что использование подобного инструмента будет продолжаться, поскольку содействует своевременной адаптации существующего антимонопольного законодательства к вызовам цифровой эпохи, способствует достижению целей законодательства о конкуренции и создает процветающую конкурентную среду.

 

Ключевые слова: поведенческая экономика, бихевиоризм, антимонопольное законодательство, доминирующее положение, злоупотребление доминирующим положением

 

Alferova A.A. Behavioral economics as a tool for adapting antitrust legislation to the digital transformation of society

 

A.A. Alferova - LLM, Utrecht University, Utrecht, The Netherlands

 

Digitalization and the rapid development of society determine the need to adapt legislation and law enforcement practice to the requirements of the digital age. Antitrust policy is also changing and developing tools that allow timely response to the challenges of the digital economy. One such tool is behavioral economics, which is becoming increasingly important in today's digital environment, and allows regulators to be fexible and contribute to the achievement of the main goals of competition law - to maintain a competitive state of the market and avoid the concentration of excessive power in the hands of one economic entity. The practice of applying behavioral economics by antitrust authorities is becoming more extensive, as there is a large pool of data in the digital environment, including information about consumers, which can be used by companies to infuence users, as well as lead to unfair competition. Thus, the paper will study the issue of using behavioral economics in terms of consumer choice by antitrust authorities in order to identify possible behavioral insights of consumers that affect the correct establishment of product markets and the identifcation of competition law violations by companies.

Applying the legal doctrinal approach, the descriptive method, and the comparative law method makes it possible to establish the issue's relevance in different countries and the prospects and trajectories of the usage of behavioral economics in antitrust practice.

As a result of the study, a global trend has been established in the application of behavioral economics by antitrust authorities both in determining the boundaries of commodity markets and in detecting violations of antitrust laws. It is concluded that the use of such a tool will continue, as it contributes to the timely adaptation of existing antitrust laws to the challenges of the digital age, contributes to the achievement of competition law goals, and creates a thriving competitive environment.

 

Keywords: behavioral economics, behaviorism, antitrust law, dominant position, abuse of dominance

 

Сетевое издание "Цифровое право (Digital Law Journal)"

 

Цель сетевого электронного международного научно-практического журнала Цифровое право (Digital Law Journal) - создание дискуссионной площадки для осмысления в научно-практической плоскости легализации цифровых технологий, особенностей и перспектив их внедрения в нормативно-правовое поле. Особенно остро эта задача стоит перед российским сообществом правоведов в связи с развитием цифровой экономики в нашей стране. С этой же задачей сталкивается и остальной мир, решая её более или менее успешно. В мире сформировалась обширная практика нормативного регулирования цифровой экономики, она даёт хороший материал для проведения сравнительных исследований по этой проблематике. В теоретическом плане "цифровое право" опирается на сформировавшееся в англоязычной научной литературе академическое направление "интернет-право", которое ряд исследователей рассматривают как отдельную отрасль права.

 

Тематика журнала соответствует группе специальностей "Юридические науки" 12.00.00 и "Экономические науки" 08.00.00 по номенклатуре ВАК. В журнале публикуются статьи на русском и английском языках.

 

Сетевое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (свидетельство о регистрации ЭЛ N ФС 77 - 76948 от 9 октября 2019 года).

 

ISSN 2686-9136 (Online)

 

Материалы издания распространяются в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0; см. текст лицензии, URL: http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/). Электронный журнал общедоступен в составе сетевого ресурса для исследователей, аспирантов, преподавателей и студентов "ГАРАНТ-Образование" (URL: study.garant.ru) в составе информационного блока "Библиотека научных публикаций" базы данных "Электронный периодический справочник "Система ГАРАНТ": представлены материалы выпусков, посвящённые вопросам права, включая финансовое и налоговое, бухгалтерского учёта и аудита.

 

Подробные сведения см. на сайте научного издания, URL: https://www.digitallawjournal.org/jour/about