В какой последовательности осуществляется направление страховщику претензии страхователем о несогласии с размером ущерба согласно оценке: до проведения повторной экспертизы или по результатам проведения страхователем повторной экспертизы?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Претензия направляется страховщику вместе с экспертным заключением.
Обоснование вывода:
Статьей 16.1 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО) предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования споров между потерпевшим и страховщиком.
Так, согласно абзацу 2 п. 1 упомянутой статьи при наличии разногласий между потерпевшим, не являющимся потребителем финансовых услуг*(1), определенным в соответствии с Федеральным законом "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг", и страховщиком относительно исполнения последним своих обязательств по договору обязательного страхования до предъявления к страховщику иска, вытекающего из неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязательств по договору обязательного страхования, несогласия указанного в настоящем абзаце потерпевшего с размером осуществленной страховщиком страховой выплаты, несоблюдения станцией технического обслуживания срока передачи указанному в настоящем абзаце потерпевшему отремонтированного транспортного средства, нарушения иных обязательств по проведению восстановительного ремонта транспортного средства указанный в настоящем абзаце потерпевший направляет страховщику претензию с документами, приложенными к ней и обосновывающими требование потерпевшего, которая подлежит рассмотрению страховщиком в течение десяти календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня поступления. В течение указанного срока страховщик обязан удовлетворить выраженное потерпевшим требование о надлежащем исполнении обязательств по договору обязательного страхования или направить мотивированный отказ в удовлетворении такого требования.
Документами, обосновывающими требования потерпевшего в силу положений, предусмотренных абзацем 2 п. 5.1. Правил ОСАГО, в частности, является заключение независимой технической экспертизы.
Таким образом, в случае наличия разногласий по страховой выплате в рамках ОСАГО, для целей осуществления страховщиком ее доплаты потерпевший вместе с претензией представляет заключение независимой технической экспертизы, организованной им самостоятельно, а равно договор на оказание услуг и платежные документы, подтверждающие расходы на экспертизу. Документы предоставляются в оригиналах (смотрите пп. 4.13.; 4.14. Правил ОСАГО).
Следует учитывать, что приглашать страховщика (его представителя) на повторный осмотр ТС экспертом независимой экспертной организации нет необходимости, т.к. действующее законодательство РФ не содержит норм, обязывающих потерпевшего обеспечить это участие. Таковое в рамках ОСАГО должно быть обеспечено лишь в случае, предусмотренном абзацем 3 п. 13 ст. 12 Закона об ОСАГО (т.е. самостоятельной организации экспертизы, если страховщик не осмотрел поврежденное имущество и (или) не организовал его экспертизу в обусловленные Законом об ОСАГО сроки, что применительно к ситуации исключается).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Васильев Александр
Ответ прошел контроль качества
4 августа 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Под потребителем финансовых услуг понимается физическое лицо, являющееся стороной договора, либо лицом, в пользу которого заключен договор, либо лицом, которому оказывается финансовая услуга в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Поскольку потерпевшим является юридическое лицо, применяется указанный в ответе порядок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"