Статья 211.1. Полномочия Правительства Российской Федерации в области охраны труда
1. Кодекс дополнен рассматриваемой статьей с 1 марта 2022 г. ФЗ "О внесении изменений в ТК". В комментируемой статье регламентированы полномочия Правительства в области охраны труда.
Согласно ч. 1 ст. 110 Конституции (в редакции Закона РФ о поправке к Конституции от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти") Правительство осуществляет исполнительную власть РФ под общим руководством Президента РФ. Согласно ч. 3 указанной статьи Правительство руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ. Кроме того, Правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение (ч. 1 ст. 115 Конституции). Акты Правительства, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений (ч. 1 ст. 5 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").
Целями осуществления Правительством предоставленных ему в рамках комментируемой статьи полномочий являются:
- государственное управление охраной труда (см. комментарий к абз. 4 ч. 1 ст. 210 и к ст. 211 ТК);
- реализация и защита прав граждан в области охраны труда (о правах работников в области охраны труда см. комментарий к ст. 216 ТК).
2. Согласно абз. 2 рассматриваемой статьи Правительство устанавливает порядок разработки, утверждения и изменения нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.
С 1 сентября 2022 г. вступают в силу новые Правила разработки, утверждения и изменения нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, утв. постановлением Правительства от 26 февраля 2022 г. N 255 "О разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих государственные нормативные требования охраны труда" (далее - Правила 2022 г.).
Субъектами деятельности по разработке проектов актов, содержащих требования охраны труда, являются (п. 3 Правил 2022 г.):
- организации, учреждения, ассоциации, объединения, государственные внебюджетные фонды;
- федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.
Последние осуществляют разработку проектов актов, содержащих требования охраны труда, с участием представителей отраслевых объединений профсоюзов и отраслевых объединений работодателей.
По сравнению с Положением о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, утв. постановлением Правительства от 27 декабря 2010 г. N 1160 (далее - Положение 2010 г.), в Правилах 2022 г. из числа оснований для внесения Минтрудом изменений в акты, содержащие требования охраны труда, исключен случай внесения изменений на основании анализа результатов проведения специальной оценки условий труда, результатов внедрения новой техники и технологий. В целом же Правила 2022 г. в большинстве случаев воспроизводят требования Положения 2010 г.
Проекты актов, содержащих требования охраны труда, как и других актов федеральных органов государственной власти в области регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, подлежат рассмотрению Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в срок не более чем 30 дней (п. 8.1 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 1 мая 1999 г. N 92-ФЗ "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений").
3. Порядок обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, а также требования к организациям, оказывающим услуги по проведению обучения по охране труда, установлены Правилами обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, утв. постановлением Правительства от 24 декабря 2021 г. N 2464 (далее - Правила обучения).
Согласно ч. 1 ст. 219 ТК обучение по охране труда - процесс получения работниками, в том числе руководителями организаций, а также работодателями - индивидуальными предпринимателями знаний, умений, навыков, позволяющих формировать и развивать необходимые компетенции с целью обеспечения безопасности труда, сохранения жизни и здоровья (более подробно об обучении по охране труда см. комментарий к ст. 219 Кодекса).
Пунктом 104 Правил обучения Минтруду поручено осуществлять формирование и ведение Реестра организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда (в части обучения по охране труда), Реестра индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по обучению своих работников вопросам охраны труда, и Реестра обученных лиц.
Из п. 106 Правил обучения следует, что к организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги в области охраны труда, предъявляются требования, аналогичные требованиям, предъявляемым к работодателям, самостоятельно проводящим обучение по охране труда. В частности, они обязаны иметь (п. 96 Правил обучения):
- материально-техническую базу в виде мест обучения работников или учебных помещений, а также оборудования, технических средств обучения для осуществления процесса обучения по охране труда;
- учебно-методическую базу в виде программ обучения по охране труда и учебных материалов для каждой программы обучения по охране труда;
- не менее 2 лиц, проводящих обучение по охране труда, в штате организации или специалистов, привлекаемых по договорам гражданско-правового характера;
- комиссию по проверке знания требований охраны труда.
4. Порядок расследования и учета случаев профессиональных заболеваний работников установлен Положением, утв. постановлением Правительства от 15 декабря 2000 г. N 967 (далее - Положение).
Расследование и учет случаев профессиональных заболеваний является одной из обязанностей работодателя (ч. 3 ст. 214 ТК). При проведении расследования профессиональные заболевания подлежат обнаружению, распознаванию и описанию опасности (ч. 5 ст. 218 ТК).
Из п. 19 указанного Положения следует, что расследование профессионального заболевания осуществляется работодателем в случае установления работнику (иному лицу, участвовавшему в производственной деятельности работодателя) диагноза "профессиональное заболевание".
В силу п. 16 Положения установленный диагноз (острое или хроническое профессиональное заболевание (отравление)) может быть изменен или отменен центром профессиональной патологии на основании результатов дополнительно проведенных исследований и экспертизы.
Рассмотрение особо сложных случаев профессиональных заболеваний возлагается на Центр профессиональной патологии Минздрава России. Согласно п. 35 указанного Положения разногласия по вопросам установления диагноза профессионального заболевания и его расследования рассматриваются органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ, Центром профессиональной патологии Министерства здравоохранения Российской Федерации, Федеральной инспекцией труда, страховщиком или судом.
Таким образом, работодатель вправе оспорить медицинское заключение о наличии профессионального заболевания. На практике при оспаривании медицинского заключения нередко назначается судебная медицинская экспертиза (см., например, определение СК Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по гражданским делам от 26 октября 2021 г. по делу N 8Г-18422/2021[88-16980/2021]).
По результатам расследования обстоятельств и причин возникновения профессионального заболевания составляется акт о случае профессионального заболевания (п. 27 Положения). Акт является одним из документов, подтверждающих причинную связь между заболеванием работника и его трудовой деятельностью (см. определение СК по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 17 августа 2021 г. по делу N 8Г-15282/2021[88-14340/2021].
5. В силу абз. 5 рассматриваемой статьи Правительство организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, объединений работодателей, профессиональных союзов и их объединений, а также иных общественных объединений в сфере охраны труда по вопросам реализации государственной политики в области охраны труда.
Напоминаем, что согласно п. 3 ч. 1 ст. 13 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ, координирует и контролирует деятельность органов исполнительной власти, а также способствует устранению разногласий между ними.
Согласно чч. 1 и 2 ст. 35 ТК для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, заключения коллективных договоров, соглашений, а также для организации контроля за их выполнением на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон. Так, на федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 1999 г. N 92-ФЗ "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений". Членами данной Комиссии являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства.
В соответствии с п. 3 ст. 4 указанного закона одним из основным прав Комиссии является согласование интересов общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей, федеральных органов исполнительной власти при разработке проекта Генерального соглашения, реализации указанного соглашения, выполнении решений Комиссии.
Основной целью Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2021-2023 годы является рост благосостояния населения и социальной защищенности работников путем повышения эффективности экономики страны, а также стимулирования внутреннего спроса.
6. Перечень полномочий Правительства, перечисленных в рассматриваемой статье, является открытым. Согласно абз. 6 Правительство осуществляет иные полномочия в области охраны труда, предусмотренные настоящим Кодексом, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ.
Например, ФЗ "О специальной оценке условий труда" Правительству предоставлены полномочия по установлению формирования и ведения Реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда (ч. 2 ст. 21), утверждению перечня рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным Правительством федеральным органом исполнительной власти особенностей (ч. 1 ст. 9), и др.