Статья 230. Порядок оформления материалов расследования несчастных случаев
Комментируемая статья закрепляет порядок оформления материалов расследования несчастных случаев.
1. Согласно ч. 1 комментируемой статьи по каждому несчастному случаю, квалифицированному по результатам расследования как несчастный случай на производстве и повлекшему за собой необходимость перевода пострадавшего в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ*(37), на другую работу, потерю им трудоспособности на срок не менее одного дня либо смерть пострадавшего, оформляется акт о несчастном случае на производстве по установленной форме в двух экземплярах. Они обладают равной юридической силой, составляются на русском языке либо на русском языке и государственном языке республики, входящей в состав Российской Федерации.
Акт о несчастном случае выполняет важную функцию в расследовании несчастного случая. Как указывал Верховный Суд РФ, связь повреждения здоровья застрахованного лица с исполнением трудовых обязанностей или воздействием вредного производственного фактора подтверждается оформленным в установленном порядке актом о несчастном случае на производстве или профессиональном заболевании, наличие которого позволяет квалифицировать факт повреждения здоровья как страховой случай (см. решение Верховного Суда РФ от 1 февраля 2012 г. N ГКПИ11-2093).
При этом можно встретить в судебной практике позицию, согласно которой акт о несчастном случае на производстве устанавливает факт произошедшего несчастного случая, виновных лиц, однако он автоматически не порождает правовых последствий для третьих лиц (см. апелляционное определение СК по гражданским делам Кемеровского областного суда от 17 декабря 2020 г. по делу N 33-10056/2020).
2. Согласно ч. 2 при групповом несчастном случае на производстве акт составляется на каждого пострадавшего отдельно.
При групповом несчастном случае, в котором два и более работника получили повреждения здоровья, расследование, оформление акта осуществляются в соответствии с Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, форм документов, соответствующих классификаторов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве, утв. приказом Минтруда от 20 апреля 2022 г. N 223н (далее - Положение N 223н).
При групповом несчастном случае на каждого потерпевшего составляется акт Н-1 (Форма N 2 в Приложении N 2 к Положению N 223н), а также составляется акт о расследовании группового несчастного случая (легкого несчастного случая, тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом) по Форме N 5 Приложения N 2 к Положению N 223н.
3. В ч. 3 содержится требование о том, что с застрахованным должен составляться дополнительный экземпляр акта о несчастном случае на производстве. Обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат:
- физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем;
- физические лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем.
Физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, предметом которого являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если в соответствии с указанными договорами заказчик обязан уплачивать страховщику страховые взносы (п. 1 ст. 5 ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний").
Таким образом, при несчастном случае проводится расследование в отношении всех пострадавших в результате него лиц, к которым относятся не только работники, но и иные лица, подлежащие обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве.
Дополнительный экземпляр акта о несчастном случае на производстве также составляется с каждым застрахованным, даже если он не является работником.
4. В ч. 4 содержатся требования к содержанию акта о несчастном случае на производстве. В нем должны быть подробно изложены обстоятельства и причины несчастного случая, а также указаны лица, допустившие нарушения требований охраны труда и (или) иных федеральных законов и нормативных правовых актов, устанавливающих требования безопасности в соответствующей сфере деятельности. В случае установления факта грубой неосторожности застрахованного, содействовавшей возникновению вреда или увеличению вреда, причиненного его здоровью, в акте указывается степень вины застрахованного в процентах, установленная по результатам расследования несчастного случая на производстве.
С 1 сентября 2022 г. вступает в силу Положение N 223н, которое будет действовать до 1 сентября 2028 г. В Положении содержатся сведения, объективно свидетельствующие о нарушении порядка расследования, к которым, в частности, относятся:
- расследование несчастного случая на производстве проведено комиссией, сформированной с нарушением требований ст. 229 настоящего Кодекса;
- несчастный случай неправомерно квалифицирован комиссией по результатам расследования как несчастный случай, не связанный с производством;
- содержание акта о несчастном случае в части определения причин несчастного случая и лиц, допустивших нарушения требований охраны труда и (или) иных федеральных законов и нормативных правовых актов, устанавливающих требования безопасности в соответствующей сфере деятельности, не соответствует фактическим обстоятельствам несчастного случая и (или) материалам его расследования;
- отказ членов комиссии (включая председателя комиссии) от подписания акта о несчастном случае;
- изменение степени тяжести и последствий несчастного случая (в случае не направления работодателем извещения по установленной форме в соответствии с требованиями ч. 5 ст. 228.1 комментируемого Кодекса и не проведения комиссией расследования несчастного случая в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 229) (п. 36 Положения N 223н).
Если при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, государственным инспектором труда установлено, что утвержденный работодателем (его представителем) акт о несчастном случае на производстве составлен с нарушениями порядка, установленного комментируемым Кодексом и Положением N 223н, или не соответствует обстоятельствам и материалам расследования несчастного случая, государственный инспектор труда вправе обязать работодателя (его представителя) внести в него необходимые изменения и дополнения или в случае наступления обстоятельств, предусмотренных ст. 229.3, государственным инспектором труда проводится расследование несчастного случая в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и Положения N 223н (п. 36 Положения N 223н).
Из судебной практики можно сделать вывод о том, что отсутствие вины работника в несчастном случае не требует отражения в акте о несчастном случае.
Пример: доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что травма была получена истицей в результате грубой неосторожности с ее стороны, являются необоснованными, поскольку противоречат фактическим установленным по делу обстоятельствам и материалам дела, в том числе выводам комиссии, проводившей расследование несчастного случая.
Согласно акту о несчастном случае на производстве вина истицы в произошедшем несчастном случае не установлена и, как того в случае ее установления требует закон, в акте не отражена (см. апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 13 февраля 2012 г. по делу N 33-471).
В случае установления факта грубой неосторожности застрахованного, содействовавшей возникновению вреда или увеличению вреда, причиненного его здоровью, в акте указывается степень вины застрахованного в процентах, установленная по результатам расследования несчастного случая на производстве.
Действующее законодательство не содержит критериев разграничения простой и грубой неосторожности. В судебной практике встречаются попытки дать определение и разграничить грубую и простую неосторожность. Представляется, что грубая неосторожность является таким поведением потерпевшего, когда он предвидел или должен был предвидеть возможность причинения ему вреда, но легкомысленно надеялся избежать этого или безразлично относился к возможности причинения вреда (например, посадка или высадка пассажира из двигавшегося транспортного средства и т.п.) (см. апелляционное определение СК по гражданским делам Белгородского областного суда от 21 сентября 2021 г. по делу N 33-4835/2021).
К простой неосторожности следует относить обычную неосмотрительность, опрометчивость, легкомыслие в предотвращении, избежание какой-либо опасности (см. апелляционное определение СК по гражданским делам Кемеровского областного суда от 19 октября 2021 г. по делу N 33-9382/2021).
Таким образом, если при расследовании несчастного случая вина потерпевшего не установлена, то это обстоятельство не отражается в акте о несчастном случае на производстве. Если, анализируя обстоятельства и причины несчастного случая, комиссия установит факт грубой неосторожности застрахованного, содействовавшей возникновению вреда или увеличению вреда, причиненного его здоровью, в акте указывается степень вины застрахованного в процентах, установленная по результатам расследования несчастного случая на производстве.
Если заинтересованные лица не согласны с выводами комиссии, отраженными в акте о несчастном случае на производстве, то содержание акта может быть оспорено в судебном порядке. Спор о содержании акта о несчастном случае на производстве относится к индивидуальным трудовым и подлежит рассмотрению судом. Споры о возмещении вреда, причиненного увечьем, иным повреждением здоровья в связи с исполнением трудовых обязанностей, споры, связанные с расследованием и оформлением актов о несчастных случаях на производстве, в том числе споры о признании не соответствующими действительности содержания акта о несчастном случае на производстве в части установления процента вины работника, относятся к индивидуальным трудовым спорам, подлежащим рассмотрению органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, в частности, судом (см. определение СК по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 21 октября 2021 г. по делу N 8Г-27127/2021[88-29159/2021]).
На требования о незаконности содержания акта о несчастном случае на производстве в части наличия вины работника положения об исковой давности не распространяются.
Пример: учитывая, что решением Ленинского районного суда г. Томска судом было установлено отсутствие вины истца, нарушении правил охраны труда в момент несчастного случая на производстве, произошедшего с ним, суды пришли к верному выводу о незаконности содержания акта о несчастном случае на производстве в части вины истца в нарушении правил охраны труда и причинении вреда здоровью.
Удовлетворяя исковые требования в данной части, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что трехмесячный срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора на данные правоотношения не распространяется. Поскольку на основании акта о несчастном случае на производстве возникает право на возмещение вреда здоровью, применение пресекательных сроков неприемлемо, так как спор напрямую связан с правом на возмещение вреда здоровью. На требования же о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, исковая давность, согласно ст. 208 ГК, не распространяется (см. определение СК по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 27 мая 2021 г. по делу N 8Г-8174/2021[88-8116/2021]).
5. Согласно ч. 5 после завершения расследования акт о несчастном случае на производстве подписывается всеми лицами, проводившими расследование, утверждается работодателем (его представителем) и заверяется печатью (при наличии печати).
Отказ работодателя от утверждения акта о несчастном случае влечет привлечение его к административной ответственности (см. решение Волгоградского областного суда от 24 октября 2012 г. по делу N 07р-700/12).
Также государственная инспекция труда не вправе составлять акты о несчастных случаях за работодателя (см. апелляционное определение СК по гражданским делам Ростовского областного суда от 8 апреля 2013 г. по делу N 33-4226/2013).
Если в результате расследования комиссия пришла к выводу о том, что имел место несчастный случай, не связанный с производством, в таком случае оформляется акт произвольной формы (см. апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 24 ноября 2021 г. по делу N 33-44076/2021).
6. В соответствии с ч. 6 работодатель (его представитель) в течение 3 календарных дней после завершения расследования несчастного случая на производстве обязан выдать один экземпляр утвержденного им акта о несчастном случае на производстве пострадавшему (его законному представителю или иному доверенному лицу), а при несчастном случае на производстве со смертельным исходом - лицам, состоявшим на иждивении погибшего, либо лицам, состоявшим с ним в близком родстве или свойстве (их законному представителю или иному доверенному лицу), по их требованию.
При невозможности личной передачи акта о несчастном случае на производстве в указанные сроки работодатель вправе направить акт по месту регистрации пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении лично адресату и описью вложения. Второй экземпляр указанного акта вместе с материалами расследования хранится в течение 45 лет работодателем (его представителем), осуществляющим по решению комиссии учет данного несчастного случая на производстве.
При страховых случаях третий экземпляр акта о несчастном случае на производстве и копии материалов расследования работодатель (его представитель) в течение 3 календарных дней после завершения расследования несчастного случая на производстве направляет в исполнительный орган страховщика по месту регистрации работодателя в качестве страхователя.
При невыполнении работодателем обязанности по выдаче акта о несчастном случае на производстве работодатель может получить предписание государственного инспектора труда или прокурора или решение суда о направлении акта о несчастном случае перечисленным лицам, а также обеспечить проведение обучения по охране труда ответственным за охрану труда лицам (см. апелляционное определение СК по гражданским делам Суда Еврейской автономной области от 11 апреля 2014 г. по делу N 33-179/2014).
7. Согласно ч. 7 при несчастном случае на производстве, происшедшем с лицом, направленным для выполнения работы к другому работодателю и участвовавшим в его производственной деятельности (ч. 5 ст. 229), работодатель (его представитель), у которого произошел несчастный случай, направляет копию акта о несчастном случае на производстве и копии материалов расследования по месту основной работы (учебы, службы) пострадавшего (см. апелляционное определение СК по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 04 марта 2021 г. по делу N 33-1306/2021).
8. Согласно ч. 8 по результатам расследования несчастного случая, квалифицированного как несчастный случай, не связанный с производством, в том числе группового несчастного случая, тяжелого несчастного случая или несчастного случая со смертельным исходом, комиссия (в предусмотренных настоящим Кодексом случаях государственный инспектор труда, самостоятельно проводивший расследование несчастного случая) составляет акт о расследовании соответствующего несчастного случая по установленной форме в 2 экземплярах, обладающих равной юридической силой, которые подписываются всеми лицами, проводившими расследование.
Акт о расследовании группового несчастного случая (легкого несчастного случая, тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом) составляется по форме 5 Приложения N 2 к Положению N 223н (которое вступает в силу с 1 сентября 2022 и действует до 1 сентября 2028 г.).
9. В соответствии с ч. 9 комментируемой статьи результаты расследования несчастного случая на производстве рассматриваются работодателем (его представителем) с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного представительного органа работников (при наличии такого представительного органа) для принятия мер, направленных на предупреждение несчастных случаев на производстве.
Указанное требование направлено на защиту трудовых прав работников, поскольку работодатель принимает решение по результатам расследования несчастного случая с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа (представителя работников).