Статья 229. Порядок формирования комиссий по расследованию несчастных случаев
1. Комментируемая статья закрепляет порядок формирования комиссий по расследованию несчастных случаев, возникших в процессе производственной деятельности работодателя.
Институт расследования и учета несчастных случаев, произошедших с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя, предусмотрен законодателем в целях гарантированности конституционных прав граждан и реализации основных принципов правового регулирования труда, в том числе по охране труда и здоровья людей, по охране здоровья, соблюдения прав лиц на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, гарантированности социального обеспечения и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Так, согласно ч. 1 комментируемой статьи для расследования несчастного случая работодатель (его представитель) незамедлительно образует комиссию в составе не менее трех человек.
В состав комиссии включаются специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя, представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного представительного органа работников (при наличии такого представительного органа), уполномоченный по охране труда (при наличии). Комиссию возглавляет работодатель (его представитель), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - должностное лицо соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности.
Минимальный состав такой комиссии - три человека, двое из которых назначаются самим работодателем, а именно: специалист по охране труда и представитель работодателя. Третий член комиссии - в зависимости от наличия - либо представитель выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного представительного органа работников, либо уполномоченный по охране труда.
Как указано в разъяснении Роструда и Федерации независимых профсоюзов РФ от 7 июля 2011 г. N 854-3-6, 109-109/25, отсутствие в организации выборного профсоюзного органа не может являться основанием для неучастия в комиссии по расследованию несчастных случаев представителей территориальных объединений или организаций профсоюзов. Ненаправление работодателем (его представителем) извещения в указанные органы в установленный срок является нарушением законодательства о труде (административным правонарушением), за которое предусмотрена его административная ответственность в виде наложения денежного штрафа. Административная ответственность предусмотрена также в случае, когда работодатель вообще не сформировал комиссию по расследованию несчастного случая (см. постановление Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 05 мая 2021 г. по делу N 16-1030/2021).
Таким образом, приведенный пример демонстрирует, в частности, что право квалификации несчастного случая как несчастного случая на производстве или как несчастного случая, не связанного с производством в силу трудового законодательства, предоставлено комиссии, проводившей расследование. Такая комиссия должна быть незамедлительно образована руководителем юридического лица в соответствующем составе с целью проведения расследования.
2. Согласно ч. 2 комментируемой статьи при расследовании несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом в состав комиссии также включаются государственный инспектор труда, представители органа исполнительной власти субъекта РФ в области охраны труда или органа местного самоуправления (по согласованию), представитель территориального объединения организаций профсоюзов, а при расследовании указанных несчастных случаев с застрахованными - представители исполнительного органа страховщика по месту регистрации работодателя в качестве страхователя.
Комиссию возглавляет, как правило, должностное лицо территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Согласно разъяснениям Роструда и Федерации независимых профсоюзов РФ от 7 июля 2011 г. N 854-3-6, 109-109/25 при расследовании несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом в состав комиссии также включается представитель территориального объединения организаций профсоюзов. С этой целью работодатель обязан в течение суток направить извещение по установленной форме в органы и организации, указанные в ч. 2 комментируемой статьи, в том числе и в соответствующее территориальное объединение организаций профсоюзов. В случае невозможности участия представителя территориального объединения организаций профсоюзов в работе комиссии по объективным причинам территориальное объединение организаций профсоюзов вносит письменное предложение соответствующей территориальной организации профсоюза по участию ее представителя в расследовании несчастного случая в качестве надлежащего представителя профсоюзов с обязательным приложением данного документа к материалам расследования.
3. В ч. 3 предусмотрен порядок утверждения состава комиссии по расследованию несчастных случаев, согласно которому, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, состав комиссии утверждается приказом (распоряжением) работодателя. Лица, на которых непосредственно возложено обеспечение соблюдения требований охраны труда на участке (объекте), где произошел несчастный случай, в состав комиссии не включаются. Приказ о создании комиссии должен быть издан работодателем в тот же день, когда произошел несчастный случай, в противном случае работодатель, который без уважительных причин незамедлительно не сформировал комиссию по расследованию несчастных случаев, подлежит административной ответственности.
Пример: в помещении Общества на рабочем месте при исполнении трудовых обязанностей умер мастер Б. Смерть Б. наступила от острого инфаркта миокарда, что подтверждается характерной патоморфологической картиной, установленной на вскрытии, а также данными гистологического исследования. Государственная инспекция труда, проведя расследование несчастного случая на производстве, выявила нарушения государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ. Общество не отстранило от работы (допустило к работе) Б., который не проходил в установленном порядке обязательные медицинские осмотры. Кроме того, Общество также не отстранило его от работы, несмотря на жалобы Б. об ухудшении здоровья. Выявив факт наступления смерти работника, Общество не направило в течение суток извещение по установленной форме в Государственную инспекцию труда о несчастном случае со смертельным исходом, произошедшем с работником предприятия, извещение направлено только спустя несколько дней.
Совокупность выявленных нарушений послужило основанием для привлечения Общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП (см. постановление Архангельского областного суда от 20 декабря 2016 г. по делу N 4А-409/2016).
4. В ч. 4 комментируемой статьи указаны особенности формирования комиссии по расследованию несчастных случаев, если работодателем является физическое лицо. Так, в расследовании несчастного случая у работодателя - физического лица принимают участие указанный работодатель (его представитель), доверенное лицо пострадавшего, специалист по охране труда, который может привлекаться к расследованию несчастного случая, в том числе и по гражданско-правовому договору.
Таким образом, минимальный состав такой комиссии, если работодателем является гражданин, также составляет три человека. В комиссию входят представитель работодателя, представитель потерпевшего и специалист по охране труда, в функции которого входит объективная оценка и квалификация несчастного случая.
5. В ч. 5 содержатся правила формирования комиссии по расследованию несчастных случаев, если несчастный случай произошел с лицом, направленным для выполнения работы к другому работодателю и участвовавшим в его производственной деятельности. Такой несчастный случай расследуется комиссией, образованной работодателем, у которого произошел несчастный случай. В состав комиссии входит представитель работодателя, направившего это лицо. Неприбытие или несвоевременное прибытие указанного представителя не является основанием для изменения сроков расследования.
6. В ч. 6 закреплено правило, согласно которому, если несчастный случай произошел с лицом, выполнявшим работу на территории другого работодателя, то данное событие расследуется комиссией, образованной работодателем (его представителем), по поручению которого выполнялась работа, с участием при необходимости работодателя (его представителя), за которым закреплена данная территория на правах собственности, владения, пользования (в том числе аренды) и на иных основаниях.
7. В ч. 7 содержится правило, согласно которому, если несчастный случай произошел с лицом, выполнявшим по поручению работодателя (его представителя) работу на выделенном в установленном порядке участке другого работодателя, такой случай расследуется комиссией, образованной работодателем, производящим эту работу, с обязательным участием представителя работодателя, на территории которого она проводилась.
Пример формирования комиссии по расследованию несчастных случаев в ситуации, когда работник командирован для выполнения задания на территорию других организаций, можно привести, опираясь на материалы судебной практики - см., например, апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 10 сентября 2020 г. N 33-8805/2020 по делу N 2-3936/2019.
8. Согласно ч. 8 несчастный случай, происшедший с работником при выполнении работы по совместительству, расследуется и учитывается по месту работы по совместительству. В этом случае работодатель (его представитель), проводивший расследование, с письменного согласия работника может информировать о результатах расследования работодателя по месту основной работы пострадавшего.
Указанная норма закрепляет очередную гарантию обеспечения права на труд лиц, выполняющих работу по совместительству. Совместители имеют право на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, и для них также установлены гарантии защиты этого права.
9. В ч. 9 содержатся особенности расследования несчастного случая, произошедшего в результате катастрофы, аварии или иного повреждения транспортного средства. Расследование такого несчастного случая проводится комиссией, образуемой работодателем (его представителем) в соответствии с порядком, установленным чч. 1 и 2 комментируемой статьи, с обязательным использованием материалов расследования катастрофы, аварии или иного повреждения транспортного средства, проведенного соответствующим федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органами дознания, органами следствия и владельцем транспортного средства. В частности, причины и обстоятельства несчастного случая устанавливаются в ходе расследования, проведенного следственными органами, приговором (решением) суда (см. кассационное определение СК по гражданским делам Оренбургского областного суда от 22 сентября 2010 г. по делу N 33-5196/2010).
10. Согласно ч. 10 каждый пострадавший, а также его законный представитель или иное доверенное лицо имеют право на личное участие в расследовании несчастного случая, происшедшего с пострадавшим. В данном случае указанные лица участвуют в расследовании несчастного случая не в качестве членов комиссии. Они имеют право давать пояснения, помогая членам комиссии в установлении обстоятельств и причин несчастного случая.
11. По смыслу с положениями ч. 10 связаны положения ч. 11 комментируемой статьи, согласно которой по требованию пострадавшего или в случае смерти пострадавшего по требованию лиц, состоявших на иждивении пострадавшего, либо лиц, состоявших с ним в близком родстве или свойстве, в расследовании несчастного случая может также принимать участие их законный представитель или иное доверенное лицо. В случае если законный представитель или иное доверенное лицо не участвует в расследовании, работодатель (его представитель) либо председатель комиссии обязан по требованию законного представителя или иного доверенного лица ознакомить его с материалами расследования.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ положения чч. 1 и 2 комментируемой статьи в системной связи с чч. 10 и 11, гарантирующими личное участие потерпевшего, лиц, состоявших с ним в близком родстве или свойстве, их законных представителей или иных доверенных лиц в расследовании несчастного случая, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан. Что же касается необходимости участия вышеуказанных лиц в расследовании несчастного случая в качестве членов комиссии по расследованию несчастных случаев, произошедших на производстве, то решение данного вопроса связано с изменением действующего правового регулирования, что к компетенции Конституционного Суда РФ не относится (см. определение Конституционного Суда РФ от 17 ноября 2009 г. N 1517-О-О).
12. В чч. 12 и 13 закреплены правила формирования комиссии по расследованию несчастных случаев, которые произошли при особых условиях труда на объектах использования атомной энергии, а также на объекте, подконтрольном территориальному органу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области промышленной безопасности.
Так, если несчастный случай явился следствием нарушений в работе, влияющих на обеспечение ядерной, радиационной и технической безопасности на объектах использования атомной энергии, в такой ситуации в состав комиссии включается также представитель территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по федеральному государственному надзору в области использования атомной энергии (ч. 12). При несчастном случае, происшедшем в организации или на объекте, подконтрольных территориальному органу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области промышленной безопасности, состав комиссии утверждается руководителем соответствующего территориального органа. Возглавляет комиссию представитель этого органа (ч. 13 комментируемой статьи).
13. Согласно ч. 14 при групповом несчастном случае с числом погибших пять человек и более в состав комиссии включаются также представители Федеральной инспекции труда и общероссийского объединения профессиональных союзов.
Комиссию возглавляет главный государственный инспектор труда соответствующей Государственной инспекции труда или его заместитель. При расследовании группового несчастного случая, происшедшего в организации или на объекте, подконтрольных территориальному органу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, комиссию возглавляет руководитель этого территориального органа.