Статья 209. Основные понятия
1. В ч. 1 изложено определение понятия "охрана труда". Стоит отметить, что данное понятие является многоаспектным и рассматривается в широком и узком смыслах.
В широком смысле охрана труда может быть рассмотрена как форма человеческой деятельности и даже отождествлена со всем массивом правовых актов, направленных на охрану прав лиц наемного труда. Например, Г.З. Файнбург и А.Г. Федорец предлагают рассматривать охрану труда в широком смысле как деятельность, направленную на защиту интересов наемных работников в трудовых отношениях, опирающуюся на систему государственных требований (правовых норм) и общественных институтов (политических партий, профсоюзов, общественных объединений)*(1). Немецкий экономист В. Зомбарт фактически отождествлял охрану труда со всем фабричным законодательством, рассматривая ее как законодательство, ставящее границы произволу договаривающихся сторон*(2).
В узком смысле понятие "охрана труда" обычно сводится к двум составляющим: 1) технике безопасности; 2) санитарии и гигиене труда. При этом техника безопасности направлена на сохранение анатомической целостности и физиологических функций организма работника от неблагоприятных воздействий машин, оборудования, инструментов и др., а санитария и гигиена труда - на предотвращение или уменьшение воздействия на организм работников влияния вредных производственных факторов. В содержание охраны труда также могут быть включены нормы, направленные на ограничение применения труда женщин и детей на отдельных производствах*(3).
Стоит отметить, что этот подход нашел отражение в международно-правовых документах. Так, Международная организация труда в документах, посвященных охране труда в смысле, в котором этот термин используется в ТК, оперирует терминами "occupational safety and health" (англ.) и "Securite et sante au travail" (фр.), которые обычно переводят как "безопасность и гигиена труда".
ТК определяет охрану труда как систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающую в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Обратим внимание, что здоровье - это состояние не только физического и психического, но и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма (Устав Всемирной организации здравоохранения, Нью-Йорк, 1966 г.; подп. 1 ч. 1 ст. 1 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ"), однако сложно представить, как именно с помощью института охраны труда достигается сохранение социального благополучия работника. Вероятно, законодатель, определяя охрану труда как систему сохранения жизни и здоровья работников, имел в виду социальное и психическое здоровье работников. Это толкование соответствует Конвенции N 155 Международной организации труда "О безопасности и гигиене труда и производственной среде" (Женева, 22 июня 1981 г.; ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. N 58-ФЗ), в которой термин "здоровье" в отношении труда определен как "отсутствие болезни или недуга; включает также влияющие на здоровье физические и психические элементы, которые имеют непосредственное отношение к безопасности и гигиене труда".
2. В ч. 2 рассматриваемой статьи дана легальная дефиниция термина "условия труда", которые определены как совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
Данное определение содержит логическую ошибку, поскольку из него следует, что факторы производственной среды и трудового процесса, не оказывающие влияние на работоспособность и здоровье работника, условиями труда не являются. При буквальном толковании из рассматриваемого определения следует, что потенциально вредный производственный фактор (например, электромагнитное излучение), который вследствие правильной организации труда и применения индивидуальных и коллективных средств защиты влияния на работоспособность и здоровье работников не оказывает, условием труда уже не является.
В зависимости от степени отклонения фактических уровней факторов рабочей среды и трудового процесса от гигиенических нормативов согласно Руководству Р 2.2.2006-05 "Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 29 июля 2005 г.) условия труда по степени вредности и опасности условно подразделяются на 4 класса:
- оптимальные условия труда (1 класс) - условия, при которых сохраняется здоровье работника и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности. Оптимальные нормативы факторов рабочей среды установлены для микроклиматических параметров и факторов трудовой нагрузки. Для других факторов за оптимальные условно принимают такие условия труда, при которых вредные факторы отсутствуют либо не превышают уровни, принятые в качестве безопасных для населения;
- допустимые условия труда (2 класс) характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работников и их потомство. Допустимые условия труда условно относят к безопасным;
- вредные условия труда (3 класс) характеризуются наличием вредных факторов, уровни которых превышают гигиенические нормативы и оказывают неблагоприятное действие на организм работника и/или его потомство;
- опасные (экстремальные) условия труда (4 класс) характеризуются уровнями факторов рабочей среды, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в том числе и тяжелых форм.
Условия труда на рабочем месте подлежат обязательному указанию в трудовом договоре (ч. 2 ст. 57 ТК). Обращаем внимание, что ст. 57 ТК не предусматривает какие-либо временные отсрочки исполнения данной обязанности работодателя. Отсутствие таких сведений в заключенном трудовом договоре образует состав административного правонарушения.
Пример: Московский городской суд при рассмотрении жалобы организации-работодателя, привлеченной к административной ответственности согласно ч. 1 ст. 5.27 КоАП, пришел к выводу, что, если на рабочем месте, куда принимается работник, оценка условий труда ранее не проводилась, работодателю необходимо указать в трудовом договоре, например, следующее: "Условия труда на рабочем месте: вновь организованное рабочее место (с описанием рабочего места и оборудования)", что в дальнейшем позволит работодателю внести изменения после утверждения результатов СОУТ (специальной оценки условий труда), заключив дополнительное соглашение к трудовому договору с указанием установленного в ходе СОУТ класса (подкласса) условий труда (решение Московского городского суда от 10 ноября 2020 г. по делу N 7-11802/2020).
3. В ч. 3 рассматриваемой статьи дано понятие безопасных условий труда. Законодатель рассматривает создание безопасных условий труда как один из способов обеспечения права на охрану здоровья, одновременно работодатель признается одним из субъектов деятельности по профилактике неинфекционных заболеваний (ч. 2 ст. 18 и ч. 2 ст. 30 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ").
Итак, безопасными согласно ч. 3 рассматриваемой статьи являются условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни воздействия таких факторов не превышают установленных нормативов.
Стоит отметить, что российское законодательство устанавливает разные виды нормативов, например, нормативы выработки, нормативы качества окружающей среды (нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в окружающей среде, нормативы предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух и др.) и нормативы допустимого воздействия на окружающую среды (нормативы допустимых выборов, нормативы допустимых сбросов, нормативы допустимой антропогенной нагрузки и др.), однако применительно к рассматриваемому определению речь идет, прежде всего, о гигиенических нормативах.
Согласно ст. 1 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" гигиенический норматив - установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека. Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в воздухе рабочей зоны, предельно допустимые уровни физических воздействий на рабочих местах и другие гигиенические нормативы установлены СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2.
4. В чч. 4 и 5 рассматриваемой статьи даны понятия вредных и опасных производственных факторов.
Вредным является фактор производственной среды или трудового процесса, воздействие которого может привести к профессиональному заболеванию работника. Опасный фактор - фактор производственной среды или трудового процесса, воздействие которого может привести к травме или смерти работника.
Из содержания ч. 1 ст. 13 ФЗ "О специальной оценке условий труда" следует, что к вредным и (или) опасным факторам производственной среды относятся:
- физические факторы - аэрозоли преимущественно фиброгенного действия, шум, инфразвук, ультразвук воздушный, вибрация общая и локальная, неионизирующие излучения (электростатическое поле, постоянное магнитное поле, в том числе гипогеомагнитное, электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Гц), переменные электромагнитные поля, в том числе радиочастотного диапазона и оптического диапазона (лазерное и ультрафиолетовое), ионизирующие излучения, параметры микроклимата (температура воздуха, относительная влажность воздуха, скорость движения воздуха, тепловое облучение), параметры световой среды (искусственное освещение (освещенность) рабочей поверхности);
- химические факторы - химические вещества и смеси, измеряемые в воздухе рабочей зоны и на кожных покровах работников, в том числе некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), которые получают химическим синтезом и (или) для контроля содержания которых используют методы химического анализа;
- биологические факторы - микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах, патогенные микроорганизмы - возбудители инфекционных заболеваний.
Из содержания ч. 1 ст. 13 ФЗ "О специальной оценке условий труда" следует, что к вредным и (или) опасным факторам трудового процесса относятся:
- тяжесть трудового процесса - показатели физической нагрузки на опорно-двигательный аппарат и на функциональные системы организма работника;
- напряженность трудового процесса - показатели сенсорной нагрузки на центральную нервную систему и органы чувств работника.
Обращаем внимание, что наличие или отсутствие вредных и (или) опасных условий труда имеет значение не только в рамках института охраны труда, но и при разрешении споров о правомерности заключения трудового договора (подробнее см. п. 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 января 2014 г. N 1 "О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних").
5. В новой редакции рассматриваемой статьи, вступившей в силу с 1 марта 2022 г. (ФЗ "О внесении изменений в ТК"), впервые введено определение понятия "опасность". Под опасностью согласно ч. 6 понимается потенциальный источник нанесения вреда, представляющий угрозу жизни и (или) здоровью работника в процессе трудовой деятельности. Рекомендации по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей утверждены приказом Минтруда от 31 января 2022 г. N 36. Например, объектами возникновения опасностей являются промышленные цеха, котельные; химическое, сварочное, медицинское оборудование; железнодорожный, воздушный транспорт.
О видах опасностей подробнее см. комментарий к ч. 3 ст. 218.
6. В ч. 7 рассматриваемой статьи рабочее место определено как место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (в редакции, действовавшей до 1 марта 2022 г., аналогичное определение было приведено в ч. 6 рассматриваемой статьи).
Это определение практически дословно воспроизводит определение понятия "рабочее место", приведенное в Конвенции N 155 Международной организации труда "О безопасности и гигиене труда и производственной среде" (Женева, 22 июня 1981 г.; ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. N 58-ФЗ). В Конвенции рабочее место определено как все места, где трудящимся необходимо находиться или куда им необходимо следовать в связи с их работой и которые прямо или косвенно находятся под контролем предпринимателя.
Условие о рабочем месте относится к дополнительным (факультативным), то есть не обязательным для указания в трудовом договоре условием (ч. 4 ст. 57 ТК). В абз. 3 п. 35 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что, если в трудовом договоре, заключенном с работником, либо локальном нормативном акте работодателя (приказе, графике и т.п.) не оговорено конкретное рабочее место этого работника, то в случае возникновения спора по вопросу о том, где работник обязан находиться при исполнении своих трудовых обязанностей, следует исходить из определения, приведенного в ч. 6 ст. 209 ТК (сейчас - ч. 7 ст. 209).
Понятие рабочего места также имеет значение при определении подсудности трудового спора конкретному суду (п. 1 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прекращением трудового договора по инициативе работодателя, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 9 декабря 2020 г.).
Общие требования к организации безопасного рабочего места утверждены приказом Минтруда от 29 октября 2021 г. N 774н.
7. В чч. 8 и 9 рассматриваемой статьи даны определения понятий "средство индивидуальной защиты" (далее - СИЗ) и "средства коллективной защиты" (далее - СКЗ).
СИЗ определено как средство, используемое для предотвращения или уменьшения воздействия на работника вредных и (или) опасных производственных факторов, особых температурных условий, а также для защиты от загрязнения (например, маски, перчатки, спецодежда, резиновые сапоги).
Общие требования к СИЗ, а также их классификация изложены в Национальном стандарте РФ ГОСТ Р 59123-2020 "Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты. Общие требования и классификация" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 октября 2020 г. N 933-ст). Согласно п. 4.2 ГОСТ Р 59123-2020 СИЗ следует применять в тех случаях, когда безопасность работ не может быть обеспечена конструкцией оборудования, организацией производственных процессов, архитектурно-планировочными решениями и СКЗ.
СКЗ определены как технические средства защиты работников, конструктивно и (или) функционально связанные с производственным оборудованием, производственным процессом, производственным зданием (помещением), производственной площадкой, производственной зоной, рабочим местом (рабочими местами) и используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов (например, изолирующие устройства и покрытия, оборудование и препараты для дезинфекции, знаки безопасности).
В отношении СКЗ продолжает действовать Государственный стандарт Союза ССР ГОСТ 12.4.011-89 "Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация" (утв. постановлением Госстандарта СССР от 27 октября 1989 г. N 3222).
Обращаем внимание, что вышеуказанные национальные стандарты не имеют обязательной силы, и, как и другие документы по стандартизации, применяются на добровольной основе (см. п. 1 ст. 4, ст. 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации").
8. В ч. 10 рассматриваемой статьи понятие "производственная деятельность" определяется как совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.
Обратим внимание, что ряд положений ТК, связанных с охраной труда, регулирует отношения не только с работниками, но и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя (абз. 8 ст. 215, ч. 1 ст. 226, ч. 1 и 2 ст. 227, ч. 7 ст. 230, ст. 341.4 ТК и др.). Иными словами, производственная деятельность включает не только действия работников, но и действия других лиц, участвующих в процессах производства и переработки различных видов сырья, строительстве, оказании различных видов услуг (например, обучающиеся, проходящие производственную практику; лица, страдающие психическими расстройствами, участвующие в производительном труде на лечебно-производственных предприятиях в порядке трудовой терапии в соответствии с медицинскими рекомендациями; лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду; лица, привлекаемые в установленном порядке к выполнению общественно полезных работ). Таким образом, рассматриваемое определение является чрезмерно узким (объем определяющего выражения меньше объема определяемого).
9. Частью 11 рассматриваемой статьи установлено, что требования охраны труда включают государственные нормативные требования охраны труда, а также требования охраны труда, установленные локальными нормативными актами работодателя, в том числе правилами (стандартами) организации и инструкциями по охране труда (подробнее о государственных нормативных требованиях охраны труда см. комментарий к ст. 212 Кодекса).
10. В ч. 12 рассматриваемой статьи приведено определение понятия "государственная экспертиза условий труда". Указанная экспертиза предполагает оценку соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда. Законодатель рассматривает государственную экспертизу условий труда как одно из основных направлений государственной политики в области охраны труда (подробнее о государственной экспертизе условий труда см. комментарий к ст. 213 Кодекса).
11. В чч. 13 и 14 изложены определения понятия "профессиональный риск" и "управление профессиональными рисками". В ТК рассматриваемые определения впервые введены Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 238-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации".
Законодательство о техническом регулировании определяет понятие "риск" как вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда (Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании").
Этому определению соответствует легальная дефиниция профессионального риска как вероятности причинения вреда жизни и (или) здоровью работника в результате воздействия на него вредного и (или) опасного производственного фактора при исполнении им своей трудовой функции с учетом возможной тяжести повреждения здоровья.
Управление профессиональными рисками определено законодателем как комплекс взаимосвязанных мероприятий и процедур, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя выявление опасностей, оценку профессиональных рисков и применение мер по снижению уровней профессиональных рисков или недопущению повышения их уровней, мониторинг и пересмотр выявленных профессиональных рисков.
Оценка профессиональных рисков и опасностей, а также борьба с ними в месте их возникновения являются одними из принципов, которые должны лежать в основе национальной политики в области безопасности и гигиены труда и производственной среды (Конвенция N 187 Международной организации труда об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (Женева, 15 июня 2006 г., ратифицирована РФ Федеральным законом от 4 октября 2010 г. N 265-ФЗ)).
Разработка мер, направленных на оценку уровня профессиональных рисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест, является одной из обязанностей работодателей (абз. 7 ч. 3 ст. 214 ТК) (подробнее о профессиональных рисках см. комментарий к ст. 218 ТК).