Статья 213.1. Соответствие зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов и материалов государственным нормативным требованиям охраны труда
Настоящий Кодекс дополнен комментируемой статьей с 1 марта 2022 г. согласно ФЗ "О внесении изменений в ТК".
1. Предложением первым ч. 1 рассматриваемой статьи предусмотрено, что проекты организации строительства (реконструкции) объектов капитального строительства должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда. Государственные нормативные требования охраны труда при проведении строительных работ, выполняемых при новом строительстве, расширении, реконструкции, техническом перевооружении, текущем и капитальном ремонте зданий и сооружений определены Правилами по охране труда при строительстве, реконструкции и ремонте, утв. приказом Минтруда России от 11 декабря 2020 г. N 883н.
Рассматриваемое требование взаимосвязано со ст. 35 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Согласно указанной статье данного закона строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт здания или сооружения, консервация объекта, строительство которого не завершено, должны осуществляться таким образом, чтобы негативное воздействие на окружающую среду было минимальным и не возникала угроза для жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений.
Понятия "объект капитального строительства", "строительство" и "реконструкция" в ТК отсутствуют. Эти понятия раскрыты в ГрК.
Объект капитального строительства - это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и др.) (п. 10 ст. 1 ГрК).
Строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства) (п. 13 ст. 1 ГрК).
Реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов (п. 14 ст. 1 ГрК).
Проект организации строительства является одним из разделов проектной документации. Информация, подлежащая отражению в соответствующем разделе проектной документации, изложена в Положении о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утв. постановлением Правительства от 16 февраля 2008 г. N 87.
Также в соответствии с ч. 1 рассматриваемой статьи машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда и иметь обязательное подтверждение соответствия в случаях, установленных законодательством РФ о техническом регулировании.
Согласно ст. 23 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. Объектом обязательного подтверждения соответствия является продукция, выпускаемая в обращение на территории РФ. Формами обязательного подтверждения соответствия являются декларирование соответствия и обязательная сертификация (ч. 3 ст. 20 указанного закона). Формы и схемы обязательного подтверждения соответствия устанавливаются техническим регламентом с учетом степени риска недостижения целей технических регламентов.
Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее - Межотраслевые правила), утв. приказом Минздравсоцразвития от 1 июня 2009 г. N 290н, предусмотрено, что работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия средств индивидуальной защиты (СИЗ) работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Приказом Минтруда от 29 октября 2021 г. N 766н определено, что указанный документ утратит силу с 1 сентября 2023 г.
Ответственность за своевременную и в полном объеме выдачу работникам прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия средств индивидуальной защиты в соответствии с типовыми нормами, за организацию контроля за правильностью их применения работниками, а также за хранение и уход за ними возлагается на работодателя (его представителя) (п. 34 Межотраслевых правил).
Использование работниками средств индивидуальной защиты без сертификатов или декларации соответствия является основанием для привлечения работодателя к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП.
Примером из судебной практики с опорой на нормы, действующие до вступления в силу настоящей статьи, который описывает подобную ситуацию, может послужить постановление Верховного Суда Республики Марий Эл от 18 января 2018 г. по делу N А-298/2017.
Обращаем внимание, что рассматриваемое требование является общим и применительно к средствам индивидуальной защиты и смывающим средствам фактически продублировано законодателем в абз. 9 ч. 3 ст. 214, абз. 6 ч. 1 ст. 216, ч. 1 ст. 221 ТК.
В случае необеспечения работника средствами коллективной защиты и средствами индивидуальной защиты, прошедшими подтверждение соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, работодатель не имеет права требовать от работника исполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой в размере среднего заработка работника (ч. 6 ст. 216.1 ТК).
Более подробно см. комментарий к абз. 9 ч. 3 ст. 214, абз. 6 ч. 1 ст. 216, ч. 1 ст. 221 ТК).
2. Согласно ч. 2 рассматриваемой статьи в производстве запрещается применение вредных и (или) опасных веществ, материалов, продукции, товаров, токсикологическая (санитарно-гигиеническая, медико-биологическая) оценка которых не проводилась.
Оценка опасности веществ и отдельных видов продукции для человека и среды обитания предусмотрена ч. 2 ст. 43 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в рамках государственной регистрации веществ и продукции. Согласно ч. 1 ст. 43 указанного закона государственной регистрации подлежат:
- впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся химические, биологические вещества и изготовляемые на их основе препараты (далее - вещества), потенциально опасные для человека;
- отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека;
- отдельные виды продукции, в том числе пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию Российской Федерации.
Федеральный регистр потенциально опасных химических и биологических веществ (далее - Регистр) ведется Роспотребнадзором (постановление Правительства от 20 июля 2013 г. N 609 "О ведении федерального регистра потенциально опасных химических и биологических веществ, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"). Оценка токсичности и опасности химических веществ и их смесей для здоровья человека проводится в соответствии с Руководством Р 1.2.3156-13, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 27 декабря 2013 г.
Помимо внутренних нормативных документов РФ, требования оценки безопасности продукции по санитарно-химическим и токсиколого-гигиеническим показателям устанавливаются нормативными правовыми актами Таможенного союза. Например, ст. 24 и 27 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утв. решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 880, установлены требования государственной регистрации специализированной пищевой продукции и пищевой продукции нового вида. При этом регистрация указанных видов продукции невозможна без предоставления заявителем результатов исследований (испытаний) образцов пищевой продукции, проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории, а в отношении пищевой продукции нового вида - сведений о ее влиянии на организм человека, подтверждающих отсутствие вредного воздействия на человека такой пищевой продукции, полученных из любых достоверных источников (см. п. 2 ч. 2 ст. 25 и п. 2.2 ч. 2 ст. 28 Технического регламента).
Решением Комиссии таможенного союза от 28 мая 2010 г. N 299 "О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе" предусмотрена оценка безопасности ряда изделий (обуви, подгузников, детских пеленок, сосок и др.), товаров бытовой химии на основании санитарно-химических (перечень контролируемых химических веществ определяется в зависимости от химического состава материала), токсиколого-гигиенических (индекс токсичности или местное кожно-раздражающее действие) показателей.
3. Согласно ч. 3 рассматриваемой статьи в случае использования новых или ранее не применявшихся у работодателя вредных и (или) опасных веществ работодатель обязан до начала их использования разработать меры по сохранению жизни и здоровья работников.
Понятия "вредное вещество" и "опасное вещество" в ТК не раскрыты, в этой связи вначале следует обратиться к современных научным представлениям о веществе.
Вещество является формой материи. Большая российская энциклопедия определяет вещество как вид материи, состоящей из элементарных частиц, масса которых не равна нулю. Согласно представлениям современной науки элементарные частицы образованы из так называемых фундаментальных частиц - кварков и лептонов. В химии понятие "вещество" обычно предполагает наличие в качестве его составных частей нейтральных или заряженных атомов и молекул*(9).
Очевидно, что в ч. 3 рассматриваемой статьи речь идет о химических веществах, то есть веществах, состоящих из атомов и молекул.
В постановлении Правительства от 09 марта 2010 г. N 132 "Об обязательных требованиях в отношении отдельных видов продукции и связанных с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, содержащихся в технических регламентах Республики Казахстан, являющейся государством - участником таможенного союза" вредное химическое вещество определено как химическое вещество, которое при контакте с организмом человека в случае нарушения требований безопасности может вызвать травмы, заболевания или отклонения в состоянии здоровья, обнаруживаемые современными методами как в период работы, так и в более отдаленные сроки жизни нынешнего и последующего поколений.
В Руководстве по безопасности "Методические основы по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах", утв. приказом Ростехнадзора от 11 апреля 2016 г. N 144, приведено понятие "опасные вещества", которые определены как воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные вещества и вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды, перечисленные в Приложении 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Однако последнее понятие представляется неприменимым для целей рассматриваемого раздела ТК, так как его сложно сопоставить с понятием "опасный производственный фактор". Полагаем, что для целей комментируемой статьи с учетом приведенных в ст. 209 ТК понятий "вредный производственный фактор" и "опасный производственный фактор" под вредным веществом следует рассматривать химическое вещество, воздействие которого может привести к профессиональному заболеванию работника, а под опасным веществом - химическое вещество, воздействие которого может привести к травме или смерти работника.
При этом некоторые вещества могут быть одновременно и вредными, и опасными, например, воздействие токсических веществ может привести как к профессиональному заболеванию, так и к смерти работника в результате отравления (например, тетраэтилсвинец).
К возможным мерам по сохранению жизни и здоровья работников можно отнести приобретение работодателем за счет собственных средств и выдачу средств индивидуальной защиты и смывающих средств, оснащение помещений средствами коллективной защиты, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и др.
Перечень мер по сохранению жизни и здоровья работников, которые обязан разработать работодатель, является открытым и подлежит определению с учетом государственных нормативных требований в области охраны труда и санитарных норм и правил (см. приказ Минтруда от 29 октября 2021 г. N 771н "Об утверждении Примерного перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных рисков либо недопущению повышения их уровней", приказ Минтруда от 22 сентября 2021 г. N 656н "Об утверждении примерного перечня мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников (при производстве работ (оказании услуг) на территории, находящейся под контролем другого работодателя (иного лица))").
4. Нарушение перечисленных в чч. 1-3 рассматриваемой статьи требований работодателем в зависимости от последствий может стать основанием для его привлечения к административной или уголовной ответственности. Например, ст. 143, 216, 217 УК предусмотрена уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов (далее - нарушение специальных правил), которое выражается в неисполнении или ненадлежащем исполнении лицом обязанностей, установленных в нормативных правовых актах, и повлекло наступление предусмотренных указанными статьями последствий. Если нарушение специальных правил (в том числе и требований охраны труда) было допущено при производстве строительных или иных работ, а равно работ на опасных производственных объектах, то содеянное при наличии других признаков составов соответствующих преступлений должно квалифицироваться по ст. 216 или 217 УК (пп. 1 и 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2018 г. N 41 "О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов").
5. Из ч. 4 рассматриваемой статьи следует, что при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда должно обеспечиваться единство измерений.
Единство измерений - это состояние измерений, при котором их результаты выражены в допущенных к применению в Российской Федерации единицах величин, а показатели точности измерений не выходят за установленные границы (п. 2 ст. 7 Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений").
Требования к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений изложены в гл. 2 указанного закона.