В соответствии со ст. 221 ТК РФ нормы бесплатной выдачи СИЗ и смывающих средств работникам устанавливаются работодателем на основании единых Типовых норм выдачи СИЗ и смывающих средств с учетом результатов специальной оценки условий труда, результатов оценки профессиональных рисков, мнения профсоюза или представительного органа работников. Означает ли это, что локальный акт работодателя об установлении норм бесплатной выдачи СИЗ должен содержать только те виды СИЗ, которые фактически относятся к его непосредственной деятельности и фактически выдаются работникам? Либо локальный акт должен включать в себя все виды СИЗ, относящиеся к его деятельности, предусмотренные типовыми нормами, а выдаваться работникам должны только те СИЗ, которые фактически нужны работникам, исходя из вида деятельности работодателя, специальной оценки условий труда, результатов оценки профессиональных рисков и мнения профсоюза?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Локальный нормативный акт, устанавливающий нормы выдачи СИЗ, - это документ, который разрабатывается с учетом особенностей производства в конкретной организации и должен содержать только те виды СИЗ, которые выдаются работникам для осуществления тех работ, которые фактически выполняются у работодателя, устанавливающего эти нормы.
Обоснование позиции:
Действительно, нормы бесплатной выдачи СИЗ устанавливаются работодателем на основании единых Типовых норм выдачи СИЗ с учетом результатов СОУТ, результатов оценки профессиональных рисков, мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного представительного органа работников (при наличии такого представительного органа) (ч. 4 ст. 221 ТК РФ).
При выдаче работникам СИЗ работодатель руководствуется типовыми нормами, соответствующими его виду деятельности. При отсутствии профессий и должностей в соответствующих типовых нормах работодатель выдает работникам СИЗ, предусмотренные типовыми нормами для работников сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, а при отсутствии профессий и должностей в этих типовых нормах - типовыми нормами для работников, профессии (должности) которых характерны для выполняемых работ (п. 14 Правил N 290н).
Как следует из письма Минтруда России от 30.09.2016 N 15-2/ООГ-3519), типовые нормы устанавливают минимальные требования к перечню СИЗ, выдаваемых работнику для защиты от вредных и (или) опасных производственных факторов, в связи с чем выдача работникам СИЗ, предусмотренных типовыми нормами, не в полном объеме не допускается. А вот устанавливать нормы выдачи СИЗ, улучшающие по сравнению с типовыми защиту работников, а также заменять их аналогичными, обеспечивающими равноценную защиту от опасных и вредных производственных факторов, работодатель имеет право (пункты 6 и 7 Правил N 290н).
По нашему мнению, при разработке локального нормативного акта, устанавливающего нормы выдачи СИЗ, работодатель должен руководствоваться теми Типовыми правилами, которые соответствуют его виду деятельности, но указывать в локальном нормативном акте нужно только те СИЗ, которыми должны обеспечиваться работники, работающие по тем или иным должностям или профессиям именно у этого работодателя. Иными словами, нет никакого смысла перечислять все СИЗ, по всем профессиям и должностям, перечисленным в Типовых нормах в целом для какой- либо отрасли, в которой осуществляет деятельность работодатель, в том числе по тем профессиям и должностям, которые не предусмотрены штатным расписанием и в выполнении работ по которым у работодателя не имеется потребности в момент разработки и утверждения локального нормативного акта. Полагаем, что локальный нормативный акт, устанавливающий нормы выдачи СИЗ, - это документ, который разрабатывается с учетом особенностей производства в конкретной организации и должен содержать только те виды СИЗ, которые фактически должны выдаваться работникам, выполняющим работы в тех или иных условиях, в целях осуществления организацией того или иного вида деятельности.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория
Ответ прошел контроль качества
13 сентября 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"