Бюджетному учреждению из федерального бюджета выделена субсидия на осуществление капитальных вложений в связи со строительством бассейна. Часть указанных средств отзывают, соответственно, оплатить определенную часть работ у заказчика возможности нет.
Можно ли уменьшить цену заключенного контракта?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Возможность уменьшения цены контракта в данном случае не исключена, однако она обусловлена рядом факторов, в том числе содержанием условий контракта и наличием оснований для применения соответствующих норм Закона N 44-ФЗ. В случае невозможности изменения условий контракта заказчик может заключить с контрагентом соглашение о расторжении контракта, оплатив лишь фактически выполненный объем работ.
Обоснование вывода:
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом (при закрытых закупках), документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным Законом извещение или приглашение принять участие в определении контрагента, документация, заявка не предусмотрены. При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством РФ, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанным законом (ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Такие случаи предусмотрены положениями ст. 95 и 112 Закона N 44-ФЗ, в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" постановлением Правительства РФ от 16.04.2022 N 680 "Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия".
Как видим, изменить условия контракта, в том числе уменьшить его цену, возможно только в указанных выше случаях. В любых других случаях изменение контракта неправомерно (смотрите, например, постановление Семнадцатого ААС от 27.11.2014 N 17АП-13706/14) и влечет административную ответственность, предусмотренную чч. 4 и 5 ст. 7.32 КоАП РФ (постановление АС Уральского округа от 15.07.2015 N Ф09-4884/15).
Формально на возможность изменения цены указанного в вопросе контракта указывают п. 1.1, п. 1.3, подп. 2-4, п. 6, п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Однако следует учитывать, что на основании п. 1.1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ может быть снижена цена любого контракта, но только без изменения иных условий контракта, включая количество товара, объем работы или услуги. Пункт 1.3 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ также предусматривает возможность уменьшения цены контракта, но только в пределах 10% и при условии соответствующего изменения объема и (или) видов выполняемых работ по контракту. Пункты 2-4 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ позволяют изменить по существу любые условия отдельных контрактов, отвечающих предусмотренным указанными нормами требованиям*(1).
Кроме этого, согласно п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ изменение любых существенных условий контракта при его исполнении допускается по соглашению сторон в случаях, предусмотренных п. 6 ст. 161 БК РФ, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом. Вместе с тем поскольку п. 6 ст. 161 БК РФ распространяется исключительно на казенные учреждения, то и п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ позволяет изменить условия контракта, заключенного только казенным учреждением. Соответственно, указанный в вопросе заказчик не вправе использовать данную норму*(2).
Возможность изменения цены контракта, который заключен на срок не менее одного года и цена которого составляет или превышает предельный размер цены, установленный Правительством РФ, принципиально допустима на основании п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Также в соответствии с ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ формально могут быть изменены практически любые условия контракта, включая указанные в вопросе*(3). При этом возможность изменения условий контракта на основании упомянутых норм определяется в том числе возникновением независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения*(4), а также принятием решения уполномоченного органа.
Таким образом, возможность уменьшения цены контракта в данном случае хотя и не исключена, однако ее практическая реализация обусловлена рядом факторов, в том числе условиями контракта и наличием оснований для применения соответствующих норм Закона N 44-ФЗ.
Добавим, что в случае невозможности изменения условий контракта на приведенных выше основаниях заказчик может заключить с контрагентом соглашение о расторжении контракта, оплатив лишь фактически выполненный объем работ. Это не может рассматриваться как нарушение*(5).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Тимошенко Валерий
Ответ прошел контроль качества
23 сентября 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробно вопрос об условиях применения пп. 2-4 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ рассмотрен в материале: Энциклопедия решений. Изменение контракта по Закону N 44-ФЗ.
*(2) По данному вопросу смотрите также материалы:
- Энциклопедия решений. Изменение условий контракта по Закону N 44-ФЗ при уменьшении лимитов бюджетных обязательств;
- Энциклопедия решений. О возможности изменения контрактов бюджетных учреждений при уменьшении субсидий на выполнение государственных или муниципальных заданий.
*(3) По данному вопросу смотрите материалы:
- Энциклопедия решений. Изменение контрактов на выполнение строительных работ по Закону N 44-ФЗ;
- Энциклопедия решений. Изменение контракта по Закону N 44-ФЗ.
*(4) Отметим, что в п. 1 письма Минфина России от 12.04.2022 N 24-01-07/31697, в частности, разъяснено, что обстоятельства непреодолимой силы являются лишь одним из обстоятельств, указанных в ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ. В письме Минфина России, Минстроя России и ФАС России от 10.06.2021 NN 24-06-06/45785, 24044-АП/09, ПИ/47490/21 также содержится вывод о том, что указанные в п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ "независящие от сторон контракта обстоятельства" предполагают открытый перечень обстоятельств, в том числе изменение стоимости позиций ценообразующих строительных ресурсов, если указанное изменение возникло по независящим от сторон контракта обстоятельствам. Вместе с тем применительно к указанным в вопросе обстоятельствам мы не можем однозначно судить о наличии независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, так как во многом решение данного вопроса зависит от условий контракта и обстоятельств, препятствующих его своевременному исполнению. Поэтому не исключено, что изменение условий контракта на основании п. 8 ч. 1 ст. 95, ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ может быть признано необоснованным. К сожалению, материалов судебной практики, где рассматривалась бы аналогичная ситуация, мы не обнаружили.
*(5) По данному вопросу смотрите ответ на Вопрос: Расторжение контракта как альтернатива изменению условий контракта об объеме выполняемых работ (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2021 г.).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"