Должен ли заказчик (государственное учреждение, осуществляющее закупки в соответствии с Законом N 44-ФЗ) установить требование к исполнителю о наличии разрешительных документов для проведения независимой технической экспертизы автомобиля для решения вопроса о его списании? Должен ли исполнитель быть включен в государственный реестр экспертов-техников, который ведет Минюст России?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемом случае заказчик не вправе установить требования к исполнителю о наличии лицензии или иных разрешительных документов, но вправе предусмотреть квалификацию участников закупки в качестве одного из критериев оценки их заявок (если закупка будет осуществляться не путем проведения аукциона).
Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пп. 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 ч. 1 ст. 93 этого федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, перечисленные в упомянутой части, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ).
Частью 6 ст. 31 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований этого федерального закона.
Согласно абзацу третьему п. 1 ст. 49 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, установлен ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Ни эта статья, ни иные положения данного Закона не относят к лицензируемым видам деятельности техническую экспертизу (оценку технического состояния) транспортных средств*(1).
Действительно, в РФ ведется государственный реестр экспертов-техников, прошедших профессиональную аттестацию в Межведомственной аттестационной комиссии (смотрите Порядок ведения государственного реестра экспертов-техников, утвержденный приказом Минюста России от 11.09.2017 N 160). Однако функцией экспертов-техников является проведение независимой технической экспертизы в целях установления обстоятельств причинения вреда транспортному средству, установления повреждений транспортного средства и их причин, технологии, методов и стоимости его восстановительного ремонта (пп. 1, 4 ст. 12.1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", Положение Банка России от 19.09.2014 N 433-П "О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства").
В рассматриваемом случае, как мы поняли, техническая экспертиза состояния автомобиля будет проводиться не в связи с совершением дорожно-транспортного происшествия и необходимостью определения размера страховой выплаты. Обязательное привлечение экспертов-техников, включенных в упомянутый реестр, для оценки пригодности транспортного средства к дальнейшей эксплуатации в связи с возможным принятием решения о его списании законодательство не предусматривает.
Наличие членства в саморегулируемых организациях как условие для выполнения работ (оказания услуг) по технической экспертизе транспортных средств нормативно также не установлено.
Отметим, что согласно ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ Правительство РФ вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Однако Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утверждены постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571) не устанавливают соответствующих требований к оказанию услуг по технической экспертизе автомобилей.
Вместе с тем обратим внимание на следующее. Для оценки заявок участников закупки заказчик используется критерии, указанные в ч. 1 ст. 32 Закона N 44-ФЗ, к которым относится, в частности, квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (п. 4 этой части).
В извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом N 44-ФЗ предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги (ч. 4 ст. 32 Закона N 44-ФЗ).
Как отмечается в правоприменительной практике, критерий и показатели критерия "квалификация участников закупки" не являются требованиями к участнику закупки, а служат инструментом оценки заявок участников (решение Алтайского краевого УФАС России от 22.04.2021 N 022/06/53-335/2021).
В соответствии с п. 24 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утверждено постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604, далее - Положение) для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено этим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п. 30 Положения в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте "д" пункта 24 Положения, документом, предусмотренным приложением N 1 к тому же Положению, устанавливаются:
а) перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю, предусмотренному подп. "д" п. 24 Положения, и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;
б) перечень следующих документов, подтверждающих наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с подп. "а" того же пункта:
- трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные ст. 66.1 ТК РФ;
- документы, подтверждающие предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами квалификацию специалистов и иных работников.
Таким образом, в рассматриваемом случае заказчик не вправе установить требования к исполнителю о наличии лицензии или иных разрешительных документов, но вправе предусмотреть квалификацию участников закупки в качестве одного из критериев оценки их заявок (если закупка будет осуществляться не путем проведения аукциона). В рамках применения такого критерия заказчик может предусмотреть, например, предоставление участником закупки документов, подтверждающих наличие у него работников, которые отвечают определенным квалификационным требованиям*(2).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Ответ прошел контроль качества
28 сентября 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите в связи с этим также:
- Вопрос: Требуется ли в настоящее время учреждению лицензия для выполнения работ по составлению Актов о техническом состоянии утилизируемой техники (компьютерной техники) (кроме того, может возникнуть необходимость утилизации автомобилей)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2013 г.)
*(2) Смотрите, в частности:
- Профессиональный стандарт "Специалист по техническому диагностированию и контролю технического состояния автотранспортных средств при периодическом техническом осмотре" (утвержден приказом Минтруда России от 23.03.2015 N 187н);
- Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих 4-е издание, дополненное (утвержден постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37), квалификационная характеристика "Специалист по автотехнической экспертизе (эксперт-автотехник)".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"