Заказать
Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение
Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.
Андреева И.А. Основные этапы развития административной юстиции Франции
И.А. Андреева - доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин, Академия управления МВД России, Российская Федерация
Актуальность данного исследования определяется необходимостью изучения опыта формирования и функционирования государств, их институтов, правовых систем, относящихся к различным эпохам, цивилизациям, что является элементом механизма формирования юридического мышления и имеет особое значение в условиях современной постоянно трансформирующейся государственно-правовой реальности. В этом видится один из важнейших аспектов актуальности историко-правовых исследований в целом и исследования административной юстиции в частности. В связи с поиском средств повышения эффективности судебной системы и судебных процедур, ведущимися в российской науке и практике дискуссиями о путях совершенствования российской модели административной юстиции изучение и осмысление зарубежного опыта правовой регламентации, организации и функционирования административной юстиции представляются своевременным.
Постановка проблемы: административная юстиция как механизм обеспечения судебного контроля за действиями и решениями органов исполнительной власти в процессе своего становления и развития демонстрирует разнообразие форм, существовавших и существующих в мире, что позволяет посредством историко-правового изучения административной юстиции зарубежных стран расширить представление о ней, увидеть спектр возможностей ее дальнейшего развития. Осуществляемые в Российской Федерации меры по повышению качества правосудия, совершенствованию судопроизводства в целях обеспечения интересов личности, общества и государства требуют формирования фундаментальных знаний как об общих тенденциях в развитии правосудия в зарубежных странах в целом, так и об организации органов судебной власти в отдельных странах на основе изучения теоретических, организационных, историко-правовых, сравнительно-правовых аспектов их функционирования.
Цель исследования: выявление особенностей становления и развития административной юстиции Франции, определение основных исторических этапов.
Методы исследования: историко-генетический, сравнительно-правовой, формально-юридический.
Результаты и ключевые выводы: на основе изучения нормативных правовых актов, иных официальных документов, анализа научной литературы выделены и охарактеризованы следующие этапы развития административной юстиции во Франции.
Первый этап - "предыстория" современной системы (конец XVII-XVIII в.) характеризуется складыванием организационных (деятельность Королевского совета, интендантов, то есть институтов, ставших прототипами современных юрисдикционных органов), доктринальных и правовых предпосылок французской модели административной юстиции.
Второй этап - генезис системы административной юстиции Франции (1789-1872 гг.). Произошла институционализация органов административной юрисдикции - обеспечение контроля над аппаратом управления было возложено на особые, но все-таки административные органы - Государственный совет и советы префектур, действующие на основе системы "удержанной юстиции".
Третий этап (1872-1953 гг.) - формирование особой ветви административного правосудия на основе "делегированной юстиции", доктринально подкрепленное двумя взаимосвязанными идеями об автономии административного права и самостоятельном правовом статусе судебных учреждений административной юстиции, завершившееся созданием в 1953 г. административных трибуналов, рассматривающих административно-правовые споры в первой инстанции, как базового элемента французской системы административной юстиции.
Четвертый этап (с 1953 г. - по настоящее время) - развитие и совершенствование современной системы административной юстиции Пятой республики. Важнейшая реформа, завершившая формирование современной системы административной юстиции, была осуществлена в 1987 г. Первоначально подчиненные Министерству внутренних дел административные суды и созданные законом от 31 декабря 1987 г. апелляционные административные суды были подчинены Государственному совету, который осуществляет управление посредством Генерального секретариата. Таким образом, были расширены и гарантии независимости административного судьи. В последующие годы происходит развитие взаимодействия между элементами системы административной юстиции, а Государственный совет все в большей степени приобретает роль ее ядра, обеспечивая единство судебной практики и совершенствуя систему в соответствии с меняющимися требованиями.
Ключевые слова: Франция; административная юстиция; Государственный совет; административные трибуналы; апелляционные административные суды.
Andreeva I.A. The Main Stages of the Development of Administrative Justice in France
I.A. Andreeva - Doctor of Law, Associate Professor, Professor of the State and Law Disciplines Department, Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia, Russian Federation
The relevance of this research is determined by the need to study the experience of the formation and functioning of states, their institutions, legal systems belonging to different epochs, civilizations, which is an element of the mechanism of formation of legal thinking and is of particular importance in the conditions of modern constantly evolving state-legal reality. This is seen as one of the most important aspects of the relevance of historical and legal research in general and the study of administrative justice in particular. In connection with the search for means to improve the efficiency of the judicial system and judicial procedures, discussions in Russian science and practice on ways to improve the Russian model of administrative justice, the study and understanding of foreign experience in legal regulation, organization and functioning of administrative justice are timely.
Problem statement: administrative justice as a mechanism for ensuring judicial control over the actions and decisions of executive authorities in the process of its formation and development demonstrates the variety of forms that existed and exist in the world, which allows through historical and legal study of administrative justice of foreign countries to expand the idea of it, to see the range of possibilities for its further development. The measures implemented in the Russian Federation to improve the quality of justice, the perfection of judicial proceedings in order to ensure the interests of the individual, society and the state require the formation of fundamental knowledge about both general trends in the development of justice in foreign countries as a whole, and about the organization of judicial authorities in individual countries based on the study of theoretical, organizational, historical-legal, comparative-legal aspects of their functioning.
The purpose of the study: to identify the features of the formation and development of administrative justice in France, to determine the main historical stages.
Research methods: historical-genetic, comparative-legal, formal-legal.
Results and key conclusions: based on the study of regulatory legal acts, other official documents, analysis of scientific literature, the following stages of the development of administrative justice in France are identified and characterized.
The first stage - the "prehistory" of the modern system (the end of the XVII - XVIII centuries) is characterized by the formation of organizational (the activities of the Royal Council, intendents, that is, institutions that have become prototypical modern jurisdictional bodies), doctrinal and legal prerequisites of the French model of administrative justice.
The second stage is the genesis of the system of administrative justice in France (1789-1872). There was an institutionalization of administrative jurisdiction - ensuring control over the administrative apparatus was entrusted to special, but still administrative bodies - the State Council and the councils of prefectures, operating on the basis of the system of "retained justice".
The third stage (1872-1953) was the formation of a special branch of administrative justice on the basis of "delegated justice", fundamentally supported by two interrelated ideas about the autonomy of administrative law and the independent legal status of judicial institutions of administrative justice, culminating in the creation in 1953 of administrative tribunals that consider administrative and legal disputes in the first instance, as a basic element of the French administrative justice system.
The fourth stage (from 1953 to the present) is the development and improvement of the modern system of administrative justice of the Fifth Republic. The most important reform, which completed the formation of a modern system of administrative justice, was carried out in 1987. Initially subordinate to the Ministry of Internal Affairs administrative courts and created by the law of December 31, 1987 administrative courts of Appeal were subordinated to the State Council, which administers through the General Secretariat. Thus, the guarantees of the independence of the administrative judge were also expanded. In the following years, interaction between the elements of the administrative justice system develops, and the State Council increasingly acquires the role of its core, ensuring the unity of judicial practice and improving the system in accordance with changing requirements.
Keywords: France; administrative justice; State Council; administrative tribunals; administrative courts of appeal.
Журнал "Труды Академии управления МВД России" - научно-практическое издание для руководителей и специалистов правоохранительных органов. Издатель и учредитель - ФГКОУ ВО "Академия управления МВД России"
В журнале публикуются результаты научных исследований ведущих ученых и специалистов, посвященные наиболее актуальным проблемам развития юридической науки и практики России и зарубежных государств, законотворчества и правоприменения в МВД России и других правоохранительных органах, научного обеспечения правовых, оперативных и профессионально-кадровых основ обеспечения правопорядка и безопасности.
Выходит 4 раза в год.
Журнал основан в 2006 г.
Включен перечень рецензируемых научных изданий ВАК.
Включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-26202 от 16 ноября 2006 года.
ISSN 2072-9391