Заказать
Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение
Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.
Майоров В.И. "Foresight" - инновационная технология совершенствования в сфере безопасности дорожного движения на основе взаимодействия государства и общества
В.И. Майоров - доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры административной деятельности органов внутренних дел, Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России
Актуальность: государственная политика Российской Федерации в сфере безопасности дорожного движения в течение двух предыдущих десятилетий прошла несколько эволюционных этапов по снижению социальных рисков граждан при осуществлении транспортных потребностей: последовательная реализация двух федеральных целевых программ на периоды 2006-2012 гг. и 2013-2020 гг.; "Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года"; "Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы". В указанной Стратегии определено достижение социального риска 4,0 погибших в дорожно-транспортных происшествиях на 100 тысяч населения.
В настоящее время в Российской Федерации осуществляется реализация национального проекта "Безопасные качественные дороги" (включающего несколько крупных федеральных проектов). Масштабы важного социально-экономического проекта оцениваются в 518 млрд рублей, а его реализация охватывает все субъекты Российской Федерации и рассчитана на долгосрочную перспективу до 2030 г.
Постановка проблемы: основной причиной дорожно-транспортных происшествий, в том числе со смертельным исходом, являются нарушения правил дорожного движения. В Российской Федерации в 2021 г. было зафиксировано 179,5 млн административных правонарушений правил дорожного движения, что на 9,6% больше, чем в 2020 г. и почти на 50% больше, чем в 2016 г. Во многом этот факт объясняется возрастающим количеством технических средств автоматической фотовидеофиксации, но исследователи отмечают "сложившуюся привычку" к нарушению правил дорожного движения у значительной части населения страны, несмотря на финансовое бремя административных штрафов. В 2021 г. социальный риск соответствовал статистическому показателю 10,2. Очевидно, без изменения негативного социально-поведенческого стереотипа у участников дорожного движения к нарушению правил ставится под сомнение достижение заявленного ключевого показателя 4,0 погибших в дорожно- транспортных происшествиях на 100 тысяч человек как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе до 2030 г.
Цель исследования: в Стратегии одним из рисков устойчивого развития в сфере безопасности дорожного движения указана "недооценка роли институтов гражданского общества в формировании законопослушного поведения участников дорожного движения". В постановке задач национального проекта "Безопасные качественные дороги" вопросы формирования правосознания и правовой (транспортной) культуры граждан, усиление роли гражданского общества в данном сегменте безопасности не ставятся, соответственно проблемы данного круга требуют разработки дополнительных проектов. Цель исследования заключается в проведении дифференцированного анализа сложившихся к настоящему времени доктриальных моделей взаимодействия государства и общества в сфере безопасности дорожного движения. Рассматриваемые модели различаются балансом превалирующей роли либо государства, либо общества. Составить представление о современной технологии форсайта. Обосновать необходимость разработки форсайт-проекта для актуализации взаимодействия государства и общества в формировании высокой правовой (транспортной) культуры граждан, развитии административного правосознания, укрепления правовой интеграции общества в вопросах совершенствования сферы безопасности дорожного движения.
Методы исследования: общенаучные и част- нонаучные методы познания явлений и процессов объективной действительности, формально-юридический, системно-структурный, статистический, логический, метод анализа и обобщения.
Ключевые выводы:
1. Констатируется недооценка роли институтов гражданского общества в формировании правомерного поведения участников дорожного движения. Необходимо активизировать и интегрированно применять на практике ресурсные возможности сложившихся к настоящему времени моделей (рассмотренных в данной статье) в достижении национальных целей развития России, гармонизации интересов государства и общества.
2. Полиции (ГИБДД) как заинтересованному субъекту в данной области безопасности, реализуя принципы социального партнерства, необходимо более активно взаимодействовать с институтами гражданского общества, содействовать формированию правовой интеграции общества. Активизировать и совершенствовать работу общественных советов, созданных при МВД России и его территориальных органах в данном направлении работы.
3. Динамика роста административных правонарушений в области безопасности дорожного движения в последние годы показывает, что интенсивный процесс автомобилизации населения России не сопровождался опережающим развитием правосознания и формированием социально полезных стереотипов правовой (транспортной) культуры граждан. Данный факт невозможно игнорировать, основными причинами дорожно-транспортных происшествий (в том числе со смертельным исходом) являются нарушения правил дорожного движения.
4. Инновационная технология "foresight" (форсайт) обладает большими ресурсами и гибкостью, позволяет более эффективно достигать позитивных целей на основе прогноза "желаемого будущего" в сфере безопасности дорожного движения. В том числе в сжатые сроки создать социально позитивные стереотипы транспортно-дорожного поведения участников (водителей, пассажиров, пешеходов). Форсайт создает условия для повышения правосознания и правовой культуры граждан, что будет содействовать снижению административной деликтности (и в итоге влиять на снижение показателей смертности в дорожно-транспортных происшествиях).
5. Применение форсайта в формировании и создании условий безопасного будущего для участников дорожного движения позволяет привести к консенсусу интересов государства и институтов гражданского общества. Таким образом, представляется обоснованным создание и осуществление форсайт-проекта, направленного на совершенствование сферы безопасности дорожного движения, с учетом вышеуказанных ключевых направлений.
Ключевые слова: государственная политика; государственное управление; безопасность дорожного движения; гражданское общество; социальное партнерство; форсайт.
Mayorov V.I. "Foresight" is an Innovative Technology of Improvement in the Field of Road Safety Based on the Interaction of the State and Society
V.I. Mayorov - Doctor of Law, Professor, Professor of the Department of Administrative Activity of Internal Affairs Bodies, Tyumen Institute for Advanced Training of Employees of the Ministry of the Internal Affairs of Russia
The relevance: the state policy of the Russian Federation in the field of road safety, over the past two decades, has gone through several evolutionary stages to reduce the social risks of citizens in the implementation of transport needs: the consistent implementation of two federal targeted programs for the periods 2006-2012. and 2013-2020; "Transport strategy of the Russian Federation until 2030"; "Strategies for road safety in the Russian Federation for 2018-2024" (hereinafter referred to as the Strategy).
Currently, the Russian Federation is implementing the national project "Safe High-Quality Roads" (which includes several large federal projects). The scale of the important socio-economic project is estimated at 518 billion rubles, and its implementation covers all subjects of the Russian Federation and is designed for the long term until 2030. In this Strategy, the achievement of a social risk of 4.0 deaths in road traffic accidents per 100 thousand people is determined.
Problem statement: the main cause of road traffic accidents, including fatal ones, are violations of traffic rules. In the Russian Federation, in 2021, 179.5 million administrative offenses of road traffic accidents were recorded, which is 9.6% more than in 2020 and almost 50% more than in 2016. This fact is largely due to the increasing number of technical means of automatic photo-video recording, but the researchers note the "established habit" of violating traffic rules among a significant part of the country's population, despite the "financial burden" of administrative fines. In 2021, the social risk corresponded to a statistical indicator of 10.2. Obviously, without changing the negative social and behavioral stereotype of road users to violate traffic rules, the achievement of the declared key indicator 4.0 deaths in road accidents per 100 thousand people, is called into question, as in short and long term until 2030.
Purpose of the study: in the Strategy, one of the risks of sustainable development in the field of road safety indicates"underestimation of the role of civil society institutions in shaping the law-abiding behavior of road users." In setting the objectives of the national project "Safe High- Quality Roads", the issues of the formation of legal awareness and the legal (transport) culture of citizens, the strengthening of the role of civil society in this segment of security are not raised, respectively, the problems of this circle require the development of additional projects. The purpose of the study is to conduct a differentiated analysis of the currently established doctrinal models of interaction between the state and society in the field of road safety: The models under consideration differ in the balance of the prevailing role of either the state or society. Get an idea of modern foresight technology. Justify the need to develop a foresight project to update the interaction between the state and society in the formation of a high legal (transport) culture of citizens, the development of administrative legal awareness, strengthening the legal integration of society in improving the sphere of road safety.
Research methods: general scientific and particular scientific methods of cognition of phenomena and processes of objective reality: formal-legal, system-structural, statisti cal, logical, method of analysis and generalization.
Key findings:
1. An underestimation of the role of civil society institutions in shaping the lawful behavior of road users is stated. It is necessary to activate and integrate in practice the resource capabilities of the models that have developed to date (considered in this article) in achieving the national development goals of Russia, harmonizing the interests of the state and society.
2. The police (traffic police) as an interested subject in this area of security, implementing the principles of social partnership, need to interact more actively with civil society institutions, to promote the formation of the legal integration of society. To intensify and improve the work of the Public Councils established under the Ministry of Internal Affairs of Russia and its territorial bodies in this area of work.
3. The dynamics of the growth of administrative offenses in the field of road safety in recent years shows that the intensive process of motorization of the Russian population was not accompanied by the advanced development of legal awareness and the formation of socially useful stereotypes of the legal (transport) culture of citizens. This fact cannot be ignored, the main causes of road accidents (including fatal ones) are traffic violations.
4. Innovative technology foresight has more resources and flexibility, allows you to more effectively achieve positive goals based on the forecast of the "desired future" in the field of road safety. In particular, in a short time to "create" socially positive stereotypes of the transport and road behavior of participants (drivers, passengers, pedestrians). Foresight creates conditions for increasing the legal awareness and legal culture of citizens, which will help reduce administrative delinquency (and, as a result, affect the reduction in death rates in road accidents).
5. The use of foresight in the formation and creation of conditions for a "safe future" for road users makes it possible to lead to a consensus of interests of the state and civil society institutions. Thus, it seems reasonable to create and implement a foresight project aimed at improving the field of road safety, taking into account the above key areas.
Keywords: public policy; public administration; road safety; civil society; social partnership; foresight.
Журнал "Труды Академии управления МВД России" - научно-практическое издание для руководителей и специалистов правоохранительных органов. Издатель и учредитель - ФГКОУ ВО "Академия управления МВД России"
В журнале публикуются результаты научных исследований ведущих ученых и специалистов, посвященные наиболее актуальным проблемам развития юридической науки и практики России и зарубежных государств, законотворчества и правоприменения в МВД России и других правоохранительных органах, научного обеспечения правовых, оперативных и профессионально-кадровых основ обеспечения правопорядка и безопасности.
Выходит 4 раза в год.
Журнал основан в 2006 г.
Включен перечень рецензируемых научных изданий ВАК.
Включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-26202 от 16 ноября 2006 года.
ISSN 2072-9391