"Контроль за уплатой организациями имущественных налогов с 2023 года"
(интервью с Разгулиным С.В., действительным государственным советником РФ 3 класса)
С 2023 года произойдут очередные изменения, связанные с уплатой организациями имущественных налогов (транспортного, земельного, на имущество). Предстоящим изменениям, в том числе в контроле за уплатой этих налогов, посвящено интервью с Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса.
- Как менялись сроки уплаты имущественных налогов?
- С 2021 года сроки уплаты транспортного и земельного налогов устанавливаются непосредственно Налоговым кодексом, а не органами власти субъектов РФ, муниципальных образований. С 2022 года налог на имущество организаций также должен уплачиваться в сроки, установленные НК РФ.
Сроки уплаты транспортного, земельного налогов и налога на имущество организаций стали одинаковыми на всей территории России.
Но в 2022 году могли издаваться нормативные правовые акты, предусматривающие в период с 1 января до 31 декабря 2022 года (включительно) продление сроков уплаты региональных и местных налогов, авансовых платежей по налогам (п. 4 ст. 4 НК РФ).
Начиная с налогового периода 2022 года налоги на транспорт, землю, имущество уплачиваются организациями в срок не позднее 28 февраля следующего года (ст. 363, 383, 397 НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ), соответственно, за 2022 год - не позднее 28 февраля 2023 года.
Если предусмотрены авансовые платежи, то с 2023 года они подлежат уплате в срок не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Последние изменения в сроках уплаты связаны с реализацией в НК РФ концепции единого налогового платежа.
Отметим, что перечисление денежных средств в качестве единого налогового платежа несколькими платежами, в том числе в одну дату, НК РФ не запрещено.
- Как изменилось декларирование по транспортному и земельному налогам, налогу на имущество организаций?
- Декларирование по транспортному и земельному налогам отменено начиная с налогового периода 2020 года (ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 N 63-ФЗ).
С 2023 года российские организации не будут подавать налоговую декларацию по налогу на имущество, если обладают только объектами налогообложения, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость (п. 6 ст. 386 НК РФ).
С 1 января 2023 года раздел 3 декларации "Сумма налога, исчисленного исходя из определения налоговой базы по кадастровой стоимости" станет заполняться только иностранными организациями (п. 27 Порядка заполнения декларации, утв. приказом ФНС России от 24.08.2022 N ЕД-7-21/766@).
Камеральная налоговая проверка исчисления налога по таким объектам, принадлежащим российским организациям, проводиться не сможет.
Отметим, что в перспективе 2025 года предполагается переход к налогообложению недвижимого имущества организаций исходя из кадастровой стоимости в отношении всех объектов недвижимости (за исключением отдельных сооружений).
- А если наряду с "кадастровыми" объектами у компании есть объекты со среднегодовой стоимостью?
- Если имеются объекты налогообложения, налоговая база по которым определяется как среднегодовая стоимость, и объекты, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, то в декларацию включаются сведения только об объектах со среднегодовой стоимостью.
Срок представления декларации - не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 386 НК РФ).
Данный порядок начнет применяться с налогового периода 2022 года и последующие периоды.
Декларации по налогу на имущество, в том числе уточненные, за периоды до окончания 2022 года сдаются организациями в прежнем порядке. В случае их представления они будут проверяться в рамках процедуры камеральной проверки, предусмотренной ст. 88 НК РФ.
- На основании каких сведений контролируется уплата организациями имущественных налогов?
- С 2021 года введена обязанность организации направить в налоговый орган сообщение о наличии транспортных средств и земельных участков, признаваемых объектами налогообложения (п. 2.2 ст. 23 НК РФ).
Такая обязанность исполняется, если организация:
- не получила сообщение об исчисленной налоговым органом сумме налога за период владения объектом налогообложения;
- или не представляла в налоговый орган заявление о налоговой льготе в отношении объекта налогообложения.
К сообщению о наличии объекта налогообложения нужно приложить копии документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, правоустанавливающие (правоудостоверяющие) документы.
- А есть ли аналогичная обязанность в отношении недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения налогом на имущество?
- Она вводится с 2023 года (Федеральный закон от 14.07.2022 N 263-ФЗ). Организация обязана будет сообщать о наличии не только земельных участков, но и других объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость.
- В какие сроки направляется сообщение о наличии транспортных средств и объектов недвижимости?
- Сообщение представляется однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. При направлении в налоговый орган такого сообщения рекомендуется учитывать сроки, предусмотренные для передачи организации сообщения об исчисленной налоговым органом сумме налога в отношении соответствующего объекта налогообложения.
Например, за налоговый период 2022 года сообщение об объектах не требуется направлять ранее 01.09.2023.
Организации, которая находится в процессе ликвидации, сообщение об объектах не требуется направлять ранее истечения трех месяцев со дня внесения в ЕГРЮЛ сведений о начале ликвидации.
При этом обязательное информирование организации о результатах рассмотрения ее сообщения об объектах налогообложения п. 2.2 ст. 23 НК РФ не предусмотрено (письмо ФНС России от 05.02.2021 N БС-4-21/1353@).
- По какой форме направлять такое сообщение?
- Новая форма "Сообщение о наличии у налогоплательщика-организации транспортных средств и (или) объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам" применяется с 1 января 2023 года (приказ ФНС России от 10.08.2022 N ЕД-7-21/741@).
На титульном листе сообщения в поле "ИНН" и "КПП" следует указывать идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет в соответствии со свидетельством о постановке на учет организации в налоговом органе.
- Что будет, если организация не направит сообщение?
- Предположим, организация не получила сообщение об исчисленной сумме налога по кадастровой недвижимости за 2022 год. Тогда ей следует направить в налоговый орган сообщение о наличии такой недвижимости. Рекомендовал бы сделать это не позднее 29 декабря 2023 года с учетом выходных дней (возможно толкование, что крайним сроком будет первый рабочий день в январе 2024 года).
Неисполнение этой обязанности повлечет штраф - 20% от неуплаченной суммы налога (п. 3 ст. 129.1 НК РФ).
- Что еще меняется с 2023 года в процедуре направления сообщения?
- Редакцией п. 2.2 ст. 23 НК РФ в качестве условия ненаправления сообщения о наличии объекта налогообложения названа подача организацией заявления о предоставлении налоговой льготы (абзац третий п. 2.2 ст. 23 НК РФ). С 2023 года условие ненаправления сообщения сформулировано более широко: "организация применяет налоговую льготу".
Сообщение можно не представлять, если организация применяет налоговую льготу в отношении соответствующего объекта налогообложения (абзац третий п. 2.2 ст. 23 НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ).
Такая формулировка подразумевает, что льгота может не только применяться по заявлению организации, но и учитываться налоговым органом самостоятельно, на основе имеющейся у него информации.
С другой стороны, на практике возможны риски, поскольку неясно, требуется ли подтверждение факта применения льготы при неподаче организацией заявления.
В этой связи рекомендуется все-таки направлять заявление о предоставлении льготы.
- Верно ли, что организации вынуждены будут представлять новый отчетный документ: уведомление об исчисленных суммах транспортного, земельного налогов, налога на имущество организации?
- Да. Поскольку обязанность по представлению налоговой декларации (расчета) по имущественным налогам НК РФ не установлена (за некоторым исключением), организации с 2023 года должны представлять в налоговый орган уведомления об исчисленных суммах налогов, и если предусмотрены авансовые платежи - то и об авансовых платежах по налогам (новая редакция пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ).
- В какие сроки и в каком порядке представляется такое уведомление об исчисленных суммах налогов?
- Уведомление представляется в налоговый орган по месту учета не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты соответствующих налогов, авансовых платежей по налогам (п. 9 ст. 58 НК РФ).
Первые уведомления (о налоге, исчисленном за 2022 год) должны быть представлены не позднее 27 февраля 2023 года (с учетом выходных дней).
В НК РФ установлен крайний срок представления уведомления и не содержится запрета на его представление ранее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты налога.
Допустимо формирование как одного уведомления об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, так и нескольких уведомлений, представляемых по одному сроку. Иными словами, правонарушением может являться непредставление уведомления, а представление нескольких уведомлений к таковым не относится.
Ожидается, что содержание уведомления будет включать положения платежного поручения: ИНН, КПП, КБК, ОКТМО, отчетный период оплаты.
В течение 2023 года можно будет представлять или уведомления об исчисленных суммах налогов, или распоряжения на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ (ч. 12, 16 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ).
- Как поступить, если после подачи уведомления организация обнаружила, что уплачена должна быть иная сумма?
- При изменении подлежащей уплате суммы налога, в отношении которого не предусмотрено представление деклараций, рекомендуется направлять новое уведомление (исправить ошибку, указав корректные сведения по соответствующему налогу).
- Как будет соотноситься на едином налоговом счете информация из уведомления от налогоплательщика об исчисленных суммах налогов и из сообщения от налогового органа об исчисленных суммах налогов?
- Совокупная обязанность формируется и подлежит учету на ЕНС на основании в том числе уведомлений об исчисленных суммах налогов, сообщений об исчисленных налоговым органом суммах налогов.
В пп. 5 п. 5 ст. 11.3 НК РФ приведены положения о последовательности учета таких уведомления и сообщения об исчисленных суммах налогов: уведомление используется до дня направления налоговым органом сообщения.
При этом окончательная сумма обязательств по соответствующему налогу может определяться на основании, например, судебного решения по результатам рассмотрения спора с налоговой инспекцией.
- Как будет проводиться камеральная проверка при отсутствии декларации?
- Процедура проведения контроля предусмотрена п.п. 4-7 ст. 363 НК РФ. Она применяется в отношении как транспортного, так и земельного налогов (п. 5 ст. 397 НК РФ), а с 2023 года начнет применяться и по налогу на имущество организаций в отношении объектов, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость (п. 6 ст. 386 НК РФ).
Уплата налога будет контролироваться на основе имеющихся у налоговых органов документов (информации) об объектах налогообложения. Такой контроль проводится уполномоченными структурными подразделениями налогового органа (письмо ФНС России от 07.10.2020 N БС-4-21/16398@). Причем по общему правилу, по итогам налоговых периодов.
Налоговый орган сопоставляет имеющуюся информацию об объектах налогообложения и сумму налога, указанную организацией в уведомлении об исчисленных суммах налогов. По итогам налоговый орган составляет свой расчет суммы налога и направляет в адрес организации сообщение об исчисленной сумме налога (п. 4, 5 ст. 363 НК РФ).
- В чем значение этого документа - "Сообщение об исчисленной сумме налога"?
- Это документ, из которого налогоплательщик может сделать вывод об "обнаружении недоимки" налоговым органом.
Направление сообщения является обязательным, произвольно миновать эту стадию налоговый орган не вправе.
При этом исполнение обязанности по уплате налога не зависит от передачи (направления) налогоплательщику сообщения об исчисленной сумме налога (письмо ФНС России от 19.11.2021 N БС-2-21/1633@).
С 1 января 2023 года вводится новая, единая форма сообщения, которая включает в том числе и сведения об исчисленной сумме налога на имущество организаций (приказ ФНС России от 16.07.2021 N ЕД-7-21/667@).
Форма предусматривает пообъектный расчет налога с указанием соответственно регистрационного знака (номера) транспортного средства или кадастрового номера объекта.
Сообщение об исчисленной сумме налога, как первоначальное, так и уточненное, носит информационный характер и само по себе не является документом, нарушающим права организации.
- Как организации действовать при получении от налогового органа сообщения об исчисленной сумме налога?
- С 2022 года со дня получения сообщения у организации есть 20 рабочих дней на представление пояснений по сумме исчисленного и уплаченного налога, не соответствующей сумме, указанной в сообщении налоговой инспекции (п. 6 ст. 363 НК РФ).
До истечения этого срока никаких действий по взысканию быть не должно.
ФНС предлагает налоговым органам рассматривать пояснения, которые представлены организациями и после истечения отведенного срока (письмо ФНС России от 14.08.2019 N АС-4-21/16118@).
- По какой форме представляются пояснения?
- Форма представления пояснений в связи с сообщением об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога утверждена приказом ФНС России от 30.03.2022 N ЕД-7-21/247@ (приложение N 1). В части, относящейся к сообщению об исчисленной налоговым органом сумме налога на имущество организаций, положения приказа вступают в силу с 1 января 2023 года.
В п. 6 ст. 363 НК РФ предполагается добавить норму о представлении пояснений по форме, утвержденной ФНС. В перспективе вероятна дальнейшая формализация данной процедуры, включая исключительно электронную форму таких пояснений.
- Представлять пояснения - это обязанность организации?
- Нет, представление пояснений (документов) об уплаченной сумме налога - это право организации.
Пояснения представляются по тем объектам, в отношении которых, по мнению организации (ее обособленного подразделения), сумма налога исчислена налоговым органом некорректно.
На этом этапе также можно представить документы, обосновывающие применение пониженных ставок, налоговых льгот, освобождений от уплаты (п. 6 ст. 363 НК РФ).
Способ представления пояснений и документов (на бумаге или электронно) выбирается организацией.
Ответственность за пропуск срока представления пояснений (документов) или их непредставление в ответ на полученное сообщение НК РФ не установлена.
Рекомендация организациям - представлять пояснения.
Практика показывает, что расхождения в исчислении налога налоговым органом и организацией касаются не только фактических обстоятельств, скажем, количества зарегистрированных и снятых с регистрации транспортных средств. Расхождения возникают и в силу методологических вопросов, например, обоснованности применения пониженной ставки по основаниям, установленным законом субъекта РФ.
- Какова процедура рассмотрения пояснений налоговым органом?
- Согласно п. 7 ст. 363 НК РФ в случае представления организацией пояснений (документов) налоговый орган рассматривает их в течение месяца со дня получения. Участие организации в процедуре рассмотрения не предусмотрено.
Рассмотрение по существу пояснений и документов, представленных налогоплательщиком в связи с полученным сообщением, осуществляет налоговый орган, который составлял такое сообщение (либо его правопреемник), поскольку иное не предусмотрено организационно-распорядительными документами ФНС (письмо ФНС России от 21.06.2021 N БС-4-21/8663@).
Срок рассмотрения может быть продлен на один месяц. В эти же сроки (один или два месяца) должно быть принято решение налогового органа о сумме налога, подлежащей уплате организацией.
Если первоначально указанная в сообщении сумма не изменилась, об этом сообщается организации. Когда же сумма изменилась, то помимо соответствующей информации организации будет направлено уточненное сообщение о сумме налога. При перерасчете суммы налога, указанной в ранее переданном (направленном) сообщении, в уточненное сообщение будут включены сведения о перерасчете налога в отношении объекта налогообложения, по которому проведен такой перерасчет.
Формы уведомлений о продлении срока рассмотрения налоговым органом пояснений и (или) документов, а также о результатах их рассмотрения утверждены приказом ФНС России от 30.03.2022 N ЕД-7-21/247@ (приложения N 4 и N 5).
- Как организация будет привлекаться (в том числе с 2023 года) к уплате недоимки по итогам процедуры направления сообщения об исчисленной сумме налога?
- Из редакции п. 7 ст. 363 НК РФ можно сделать следующие выводы:
- в случае непредставления организацией пояснений (документов) налоговый орган сразу переходит к процедуре составления документа о выявлении недоимки (при ее наличии);
- в случае представления пояснений (документов) налоговый орган может выявить недоимку по результатам их рассмотрения.
Выявляется недоимка, но не правонарушение.
Форма документа о выявлении недоимки приведена в приложении N 1 к приказу ФНС России от 14.08.2020 N ЕД-7-8/583@.
С 2023 года никакой специфики в сроках направления требований об уплате не будет. Положения НК РФ, в частности, абзац третий п. 7 ст. 363 НК РФ, посвященные направлению организациям требований об уплате транспортного налога в рамках процедуры рассмотрения пояснений организации в ответ на полученные сообщения об исчисленной сумме налога, признаны утратившими силу. Аналогичные поправки внесены по земельному налогу и налогу на кадастровое имущество.
На едином налоговом счете организации будет увеличиваться значение совокупной обязанности со дня, следующего за днем информирования организации (ее обособленного подразделения) о результатах рассмотрения пояснений (документов), представленных в налоговый орган. Либо со дня, следующего за днем истечения одного месяца, - в случае непредставления таких пояснений (документов) в ответ на сообщение об исчисленных налоговым органом суммах налогов (пп. 7 п. 5 ст. 11.3 НК РФ).
Требование будет направлено лицу не позднее трех месяцев со дня формирования отрицательного сальдо единого налогового счета (п. 1 ст. 70 НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Контроль за уплатой организациями имущественных налогов с 2023 года" (интервью с Разгулиным С.В., действительным государственным советником РФ 3 класса). - Специально для Системы ГАРАНТ, октябрь 2022 г.