Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Общие понятия и общие требования к охране труда
Общие понятия и требования к охране труда определены в главе X Трудового кодекса. Данные условия являются базовыми и должны соблюдаться всеми работодателями. В целом, работодатель должен обеспечить нормальные условия труда, прохождение медицинских осмотров и обучение персонала.
Общие понятия по охране труда
Общие понятия по охране труда установлены в статье 209 ТК РФ.
Таблица
Основные понятия, используемые в охране труда
Понятие |
Определение понятия |
Охрана труда |
Система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия |
Условия труда |
Совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника |
Безопасные условия труда |
Условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни воздействия таких факторов не превышают установленных нормативов |
Вредный производственный фактор |
Фактор производственной среды или трудового процесса, воздействие которого может привести к профессиональному заболеванию работника |
Опасный производственный фактор |
Фактор производственной среды или трудового процесса, воздействие которого может привести к травме или смерти работника |
Опасность |
Потенциальный источник нанесения вреда, представляющий угрозу жизни и (или) здоровью работника в процессе трудовой деятельности |
Рабочее место |
Место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя |
Средство индивидуальной защиты |
Средство, используемое для предотвращения или уменьшения воздействия на работника вредных и (или) опасных производственных факторов, особых температурных условий, а также для защиты от загрязнения |
Средства коллективной защиты |
Технические средства защиты работников, конструктивно и (или) функционально связанные с производственным оборудованием, производственным процессом, производственным зданием (помещением), производственной площадкой, производственной зоной, рабочим местом (рабочими местами) и используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов |
Производственная деятельность |
Совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг. |
Требования охраны труда |
Государственные нормативные требования охраны труда, а также требования охраны труда, установленные локальными нормативными актами работодателя, в том числе правилами (стандартами) организации и инструкциями по охране труда |
Государственная экспертиза условий труда |
Оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда |
Профессиональный риск |
Вероятность причинения вреда жизни и (или) здоровью работника в результате воздействия на него вредного и (или) опасного производственного фактора при исполнении им своей трудовой функции с учетом возможной тяжести повреждения здоровья |
Управление профессиональными рисками |
Комплекс взаимосвязанных мероприятий и процедур, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя выявление опасностей, оценку профессиональных рисков и применение мер по снижению уровней профессиональных рисков или недопущению повышения их уровней, мониторинг и пересмотр выявленных профессиональных рисков |
Также в ТК РФ определены принципы обеспечения безопасности труда.
В статье 209.1 ТК РФ определены следующие принципы безопасности труда.
Диаграмма
Принципы безопасности труда
Предупреждение и профилактика опасностей; |
|
Минимизация повреждения здоровья работников |
Данные принципы введены в оборот только в 2021 году.
Следовательно, при планировании мероприятий необходимо разработать план, основанный на принципах безопасности.
При использовании данных понятий важно использовать следующие рекомендации:
1. При создании локальных актов целесообразно использовать понятийный аппарат, который четко соответствует Трудовому кодексу.
2. Очень важно проводить мониторинг рисков с целью их выявления и недопущения. Это можно сделать, если создать систему внутреннего контроля.
3. В распорядительных актах возможно распределить индивидуальные риски и коллективные риски, а также ответственность в области нарушения правил охраны труда.
Разработайте стандарты безопасности труда. Стандарты безопасности труда разработаны на федеральном уровне, компания может основываясь на данных стандартах разработать свои локальные акты. В качестве примера такого стандарта можно привести ГОСТ 12.0.230.3-2016. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Оценка результативности и эффективности" (введен в действие Приказом Росстандарта от 31.05.2017 N 471-ст), ГОСТ 12.4.026-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний" (введен в действие Приказом Росстандарта от 10.06.2016 N 614-ст).
В рамках реализации стандартов необходимо проводить мероприятия по оценке результативности охраны труда. К таким мероприятиям относятся следующие:
- оценка общей стратегии (политики) организации в области охраны труда и процедур функционирования системы управления охраной труда по предотвращению связанных с работой травм и заболеваний, а также способности системы удовлетворять другим потребностям организации и заинтересованных сторон, включая органы государственного управления, надзора и контроля;
- определение необходимых изменений в процедурах функционирования системы управления охраной труда, включая изменения в политике и в целевых показателях (индикаторах) результативности и эффективности;
- сравнение запланированных и фактически достигнутых целевых показателей (индикаторов);
- определение необходимых корректирующих действий, в том числе с учетом результатов расследования различного рода небезопасных происшествий;
- обеспечение обратной связи с подразделениями и работниками в целях рационального планирования и непрерывного совершенствования всей системы управления.
Судебная практика складывается следующим образом:
1. Отсутствие безопасных условий труда.
В Решении N 2-1488/2021 2-1488/2021~М-1840/2021 М-1840/2021 от 11 ноября 2021 г. по делу N 2-1488/2021 (Шелеховский городской суд (Иркутская область) суд рассматривал спор о потере работником работоспособности ввиду превышения уровня шума и компенсации вреда сотруднику. Истец просил суд взыскать с ответчика в счет компенсации морального вреда 300 000,00 рублей. В судебном заседании Ветров А.И. исковые требования поддержал в полном объеме, по доводам, изложенным в заявлении, просил их удовлетворить, дополнительно суду пояснил, что в связи с установленным профессиональном заболеванием он претерпевает нравственные страдания, которые выражаются в том, что при общении с людьми он испытывает неловкость, многое, о чем говорит собеседник, не слышит.
В нарушение требований ст. 22, 209 ТК РФ ответчик не обеспечил истцу безопасные условия труда на рабочем месте, допустил длительное воздействие опасных, вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов.
Противоправность действий ответчика - работодателя выразилась в ненадлежащем контроле за соблюдением требований охраны и гигиены труда (ст. 212 ТК РФ). То есть между бездействием ответчика (его работников) по не обеспечению безопасности истца при выполнении трудовых обязанностей, и причинением вреда здоровью, имеется прямая причинно-следственная связь.
Оценивая по делу фактические обстоятельства, учитывая степень утраты профессиональной трудоспособности, тяжесть и характер профессиональных заболеваний, состояние здоровья истца, степень вины работодателя, отсутствие вины работника, а также принцип разумности и справедливости, суд приходит к выводу, что исковые требования, заявленные истцом к ООО "РУС-Инжиниринг" о взыскании компенсации морального вреда подлежат удовлетворению, с учетом разумности и справедливости. Суд полагает, что с ответчика в пользу истца надлежит взыскать в счет компенсации морального вреда 55 000,00 рублей.
2. Прокурорская проверка в отношении несоблюдения требований по охране труда.
В Решении N 2-397/2021 2-397/2021~М-387/2021 М-387/2021 от 5 июля 2021 г. по делу N 2-397/2021 (Шербакульский районный суд (Омская область) суд рассматривал нарушение в области охраны труда.
Прокурор Шербакульского района Омской области обратился в суд с названным иском. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере охраны труда в деятельности администрации Славянского сельского поселения Шербакульского муниципального района Омской области, по результатам которой установлено, что администрацией сельского поселения, в нарушение положений ст. 8, ч. 1 ст. 21, ст. 22, 209, 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ), а также Типового положения о системе управления охраной труда, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ N 438н от 19.08.2016, положение о системе управления охраной труда не разработано и не принято, что нарушает права работников в сфере охраны труда, создает угрозу наступления негативных последствий в виде причинения вреда жизни и здоровью. Просит: обязать администрацию Славянского сельского поселения Шербакульского муниципального района разработать положение о системе управления охраной труда в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Суд принял решение обязать администрацию Славянского сельского поселения Шербакульского муниципального района Омской области в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу разработать положение о системе управления охраной труда.
3. Взыскание морального вреда с работодателя.
В Решении N 2-851/2021 2-851/2021~М-955/2021 М-955/2021 от 9 июня 2021 г. по делу N 2-851/2021 (Шелеховский городской суд (Иркутская область) суд рассматривал вопрос взыскания морального вреда с работодателя в связи с профессиональным заболеванием.
В обоснование искового заявления указано, что Петунина Н.Г. состояла в трудовых отношениях с заводом "Иркутсккабель" с 06 сентября 1976 года. 11 ноября 1992 года завод был переименован в АООТ "Иркутсккабель", 10 июля 1996 года в ОВО "Иркутсккабель". Трудовой договор был расторгнут на основании п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Согласно акту *номер скрыт* "О случае профессионального заболевания" от 10 сентября 2015 года Петуниной установлен диагноз: <данные изъяты> Завод "Иркутсккабель" единственное место её работы, на которую она пришла в неполных 18 лет, стаж работы составил 41 год 3 месяца 11 дней. Значительная часть жизни, сил и здоровья отданы заводу. Первые два года она работала в должности маркировщика, а с *дата скрыта*, после стажировки в качестве ученика, перешла на должность изолировщика жил кабеля. При приеме на работу, а также при переводе на должность изолировщика жил кабеля, работодатель её не информировал о вредных условиях труда.
В своем заявлении Петунина Н.Г. ссылается на то, что, несмотря на значительные усилия по поддержанию здоровья, ей не удается избавиться от постоянных болях в сердце, суставах, бессонницы. Она очень ограничена в быту, многие работы по дому не может выполнять или делает с трудом, не может выполнять работу, связанную с поднятием рук или в наклон. Что касается профессионального заболевания, то на сегодня <данные изъяты>, чувствует себя беспомощной. Если бы могла предположить, что работа на заводе приведет к такому разрушению здоровья, никогда бы не зашла на его территорию. Истец просила суд взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 1 500 000,00 рублей.
Суд принял решение исковые требования Петуниной Н.Г. удовлетворить. Взыскать с акционерного общества "Иркутсккабель" в пользу Петуниной Н.Г. компенсацию морального вреда в размере 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек.
Как видно из судебной практики, понятия, используемые в Трудовом кодексе, используются в судах с точки зрения решения следующих споров:
- нарушение законодательства в области охраны труда;
- компенсация морального вреда;
- компенсация вреда работнику.
Мероприятия по улучшению условий труда
В 2021 году в Трудовом кодексе появилась статья 209.1, которая определяет основные принципы обеспечения безопасности труда.
В продолжении данных принципов был принят Приказ Минтруда России от 29.10.2021 N 771н "Об утверждении Примерного перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных рисков либо недопущению повышения их уровней" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.12.2021 N 66196).
В перечень мероприятий входят следующие:
1. Проведение специальной оценки условий труда, выявления и оценки опасностей, оценки уровней профессиональных рисков, реализация мер, разработанных по результатам их проведения.
2. Внедрение систем (устройств) автоматического и дистанционного управления и регулирования производственным оборудованием, технологическими процессами, подъемными и транспортными устройствами.
3. Приобретение и монтаж средств сигнализации о нарушении штатного функционирования производственного оборудования, средств аварийной остановки, а также устройств, позволяющих исключить возникновение опасных ситуаций при полном или частичном прекращении энергоснабжения и последующем его восстановлении.
4. Устройство ограждений элементов производственного оборудования, защищающих от воздействия движущихся частей, а также разлетающихся предметов, включая наличие фиксаторов, блокировок, герметизирующих и других элементов.
5. Устройство новых и (или) модернизация имеющихся средств коллективной защиты работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов.
6. Нанесение на производственное оборудование, органы управления и контроля, элементы конструкций, коммуникаций и на другие объекты сигнальных цветов и разметки, знаков безопасности.
7. Внедрение систем автоматического контроля уровней опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах.
8. Внедрение и (или) модернизация технических устройств и приспособлений, обеспечивающих защиту работников от поражения электрическим током.
9. Установка предохранительных, защитных и сигнализирующих устройств (приспособлений) в целях обеспечения безопасной эксплуатации и аварийной защиты паровых, водяных, газовых, кислотных, щелочных, расплавных и других производственных коммуникаций, оборудования и сооружений.
10. Механизация и автоматизация технологических операций (процессов), связанных с хранением, перемещением (транспортированием), заполнением и опорожнением передвижных и стационарных резервуаров (сосудов) с ядовитыми, агрессивными, легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, используемыми в производстве.
11. Механизация работ при складировании и транспортировании сырья, готовой продукции и отходов производства.
12. Механизация уборки производственных помещений, своевременное удаление и обезвреживание отходов производства, являющихся источниками опасных и вредных производственных факторов, очистки воздуховодов и вентиляционных установок, осветительной арматуры, окон, фрамуг, световых фонарей.
13. Модернизация оборудования (его реконструкция, замена), а также технологических процессов на рабочих местах с целью исключения или снижения до допустимых уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.
14. Устройство новых и реконструкция имеющихся отопительных и вентиляционных систем в производственных и бытовых помещениях, тепловых и воздушных завес, аспирационных и пылегазоулавливающих установок, установок дезинфекции, аэрирования, кондиционирования воздуха с целью обеспечения теплового режима и микроклимата, чистоты воздушной среды в рабочей и обслуживаемых зонах помещений, соответствующего нормативным требованиям.
15. Обеспечение естественного и искусственного освещения на рабочих местах, в бытовых помещениях, местах прохода работников.
16. Устройство новых и (или) реконструкция имеющихся мест организованного отдыха, помещений и комнат релаксации, психологической разгрузки, мест обогрева работников, а также укрытий от солнечных лучей и атмосферных осадков при работах на открытом воздухе; расширение, реконструкция и оснащение санитарно-бытовых помещений.
17. Приобретение и монтаж установок (автоматов) для обеспечения работников питьевой водой, систем фильтрации (очистки) водопроводной воды.
18. Обеспечение работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, производимых в особых температурных и климатических условиях или связанных с загрязнением, специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, дерматологическими средствами индивидуальной защиты.
19. Обеспечение хранения средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ), а также ухода за ними (своевременная химчистка, стирка, дегазация, дезактивация, дезинфекция, обезвреживание, обеспыливание, сушка), проведение ремонта и замена СИЗ.
20. Приобретение стендов, тренажеров, наглядных материалов, научно-технической литературы для проведения инструктажей по охране труда, обучения безопасным приемам и методам выполнения работ, оснащение кабинетов (учебных классов) по охране труда компьютерами, теле-, видео-, аудиоаппаратурой, обучающими и тестирующими программами, проведение выставок, конкурсов и смотров по охране труда, тренингов, круглых столов по охране труда.
21. Проведение обучения по охране труда, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктажей по охране труда, стажировки на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверки знания требований охраны труда.
22. Приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, непосредственно обеспечивающих проведение обучения по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте и (или) дистанционную видео- и аудио фиксацию инструктажей, обучения и иных форм подготовки работников по безопасному производству работ, а также хранение результатов такой фиксации.
23. Проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований).
24. Оборудование по установленным нормам помещения для оказания медицинской помощи и (или) создание санитарных постов с аптечками, укомплектованными набором медицинских изделий для оказания первой помощи.
25. Устройство и содержание пешеходных дорог, тротуаров, переходов, тоннелей, галерей на территории организации в целях обеспечения безопасности работников.
26. Организация и проведение производственного контроля.
27. Издание (тиражирование) инструкций, правил (стандартов) по охране труда.
28. Перепланировка размещения производственного оборудования, организация рабочих мест с целью обеспечения безопасности работников.
29. Проектирование и обустройство учебно-тренировочных полигонов для отработки работниками практических навыков безопасного производства работ, в том числе на опасных производственных объектах.
30. Реализация мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта в трудовых коллективах, в том числе:
компенсация работникам оплаты занятий спортом в клубах и секциях;
организация и проведение физкультурных и спортивных мероприятий, в том числе мероприятий по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), включая оплату труда методистов и тренеров, привлекаемых к выполнению указанных мероприятий;
организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий (производственной гимнастики, лечебной физической культуры (далее - ЛФК) с работниками, которым по рекомендации лечащего врача и на основании результатов медицинских осмотров показаны занятия ЛФК), включая оплату труда методистов, тренеров, врачей-специалистов, привлекаемых к выполнению указанных мероприятий;
приобретение, содержание и обновление спортивного инвентаря;
устройство новых и (или) реконструкция имеющихся помещений и площадок для занятий спортом;
создание и развитие физкультурно-спортивных клубов, организованных в целях массового привлечения граждан к занятиям физической культурой и спортом по месту работы;
содержание помещений для проведения физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий. Организация и проведение спортивных соревнований и иных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, в том числе, через профсоюзные организации в соответствии с коллективными договорами (отраслевыми соглашениями).
31. Приобретение систем обеспечения безопасности работ на высоте.
32. Разработка и приобретение электронных программ документооборота в области охраны труда в электронном виде с использованием электронной подписи или любого другого способа, позволяющего идентифицировать личность работника, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
33. Приобретение приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающего дистанционную видео-, аудио или иную фиксацию процессов производства работ.
Соответственно, целесообразно:
1. Необходимо разработать план мероприятий по охране труда для того, чтобы избежать рисков, связанных с несчастными случаями. Такой план целесообразно сразу разработать на год вперед.
Конечно, не все мероприятия необходимы в компании, например, если в компании нет работ на высоте, то очевидно, что их не нужно включать в график.
2. Не забывайте, что финансированием мероприятий осуществляет работодатель. Поэтому необходимо предусмотреть финансирование в соответствующих бюджетах.
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Примерный перечень ежегодно реализуемых работодателем за счет указанных средств мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных рисков либо недопущению повышения их уровней устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (статья 225 ТК РФ).
Судебная практика складывается следующим образом:
1. Отмена предписания Роспотребнадзора.
Обратите внимание! Проверки может проводить не только Прокуратура или трудовая инспекция, но и Роспотребнадзор.
В Решении N 2А-635/2020 2А-635/2020~М-484/2020 М-484/2020 от 9 сентября 2020 г. по делу N 2А-635/2020 (Мысковский городской суд (Кемеровская область) компания оспаривала предписание Роспотребнадзора в части охраны труда.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона N 426-ФЗ специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. Результаты проведения специальной оценки условий труда используются для рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда между работниками и работодателем и (или) их представителями; по результатам проведения специальной оценки условий труда, устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах, разрабатываются и реализуются мероприятия направленные на улучшение условий труда работников (ст. 7 Федерального закона N 426-ФЗ). В соответствии с ч. 1-5 ст. 14 Федерального закона N 426-ФЗ условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс: подклассы З.1., 3.2., 3.3., 3.4) и опасные условия труда (4 класс). По результатам проведения на Томь-Усинской ГРЭС в 2018 году специальной оценки условий труда на рабочих местах "машинист обходчик по котельному оборудованию 6 разряда КТЦ-200", "машинист обходчик по турбинному оборудованию 5 разряда КТЦ-200", "машинист обходчик по турбинному оборудованию 5 разряда КТЦ-100", "машинист обходчик по котельному оборудованию 5 разряда КТЦ-100" установлен класс (подкласс) условий труда по параметрам микроклимата З.1., итоговый класс (подкласс) условий труда 3.2.
Проверяющие выявили, что не соблюдены требования в части создания рабочего места.
Право выбора способа устранения выявленного нарушения принадлежит лицу, которому надзорным органом выдано предписание. По изложенным доводам, руководствуясь приведёнными правовыми нормами, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований административного истца в части признания незаконными и отмене пунктов 2, 3, 4 предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области N 73 от 04.03.2020 г., в части необходимости приведения в соответствии с требованиями
Государственная политика в области охраны труда
Основные направления в области охраны труда определены в статье 210 ТК РФ.
К таким направлениям относятся следующие:
- обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
- принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
- государственное управление охраной труда;
- федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок соблюдения государственных нормативных требований охраны труда;
- государственная экспертиза условий труда
- содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
- профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;
- расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- установление гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда
- и другие направления.
Чаще всего принципы реализуются путем государственного контроля.
Федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда.
Предметом федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, является соблюдение работодателями требований трудового законодательства, включая законодательство о специальной оценке условий труда, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (статья 353 ТК РФ).
Государственный контроль (надзор) осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
- инспекционный визит;
- рейдовый осмотр;
- документарная проверка;
- выездная проверка.
Для фиксации инспектором и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, доказательств нарушений обязательных требований может использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись в случаях проведения:
- выездной проверки;
- инспекционного визита;
- рейдового осмотра.
Если в ходе контрольных (надзорных) действий для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществлялись фотосъемка, аудио- и (или) видеозапись, об этом делается отметка в акте контрольного (надзорного) мероприятия.
Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи должно обеспечивать фиксацию даты, времени и места их проведения.
Материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, полученные с применением фотосъемки, аудио- и (или) видеозаписи, приобщаются к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
В настоящее время распространяются проверки в виде инспекционного визита.
В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
- осмотр;
- опрос;
- получение письменных объяснений;
- истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица и собственника производственного объекта.
Также новым видом проверок является рейдовый осмотр. В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
- осмотр;
- опрос;
- получение письменных объяснений;
- истребование документов;
- экспертиза.
Рейдовый осмотр проводится в соответствии с решением о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
Срок взаимодействия с одним контролируемым лицом в период проведения рейдового осмотра не может превышать один рабочий день.
В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) получение письменных объяснений;
б) истребование документов;
в) экспертиза.
Документарная проверка проводится с учетом требований законодательства об охраняемой законом тайне.
Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней.
В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
- осмотр;
- опрос;
- получение письменных объяснений;
- истребование документов;
- экспертиза.
Срок проведения выездной проверки устанавливается в пределах 10 рабочих дней.
В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.
Срок проведения выездной проверки в отношении организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству или обособленному структурному подразделению организации или производственному объекту.
Судебная практика складывается следующим образом:
1. Привлечение к ответственности.
В Решении N 12-341/2021 от 25 ноября 2021 г. по делу N 12-341/2021 (Ярославский районный суд (Ярославская область) суд рассматривал вопрос правомерности привлечения компании к ответственности.
Постановлением старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ярославской области от 10.09.2021 N 76/8-1355-21-И/12-4439-И/17-254/1 ЗАО "Агрофирма "Пахма" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 110 000 рублей.
Правонарушение выразилось в непрохождении обучения членов комиссии по проверке знаний требований охраны труда, а также допуске работника ЗАО "Агрофирма "Пахма" к работе без прохождения в установленном порядке обучения по охране труда, проверки знаний требований охраны труда обучению оказания первой помощи.
С указанным постановлением ЗАО "Агрофирма "Пахма" не согласилось, обратилось с жалобой, в которой указывает, что не было надлежащим образом уведомлено о дне рассмотрения дела об административном правонарушении.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом Государственной инспекции труда в Ярославской области не соблюден, дело рассмотрено без участия представителя ЗАО "Агрофирма "Пахма" в отсутствие данных о том, что оно надлежащим образом извещен о времени и месте его рассмотрения. Несоблюдение данных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным и влечет нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении. Поскольку на момент рассмотрения жалобы ЗАО "Агрофирма "Пахма" срок давности привлечения, к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, не истек, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение в Государственную инспекцию труда в Ярославской области.
2. Привлечение к ответственности по результатам прокурорской проверки.
Истец обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что в ходе прокурорской проверки соблюдения законодательства об образовании и трудового законодательства, установлено, что в МДОУ Детский сад п. Холбон не организованы и не проведены обязательные освидетельствования работников, в организации осуществляется лишь ежегодный медосмотр врачом-психиатром. Просит обязать Комитет образования Администрации МР "Шилкинский район", Администрацию МР "Шилкинский район" обеспечить финансирование мероприятий по обязательному психиатрическому освидетельствованию работников МДОУ Детский сад п. Холбон в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу. Возложить на МДОУ Детский сад п. Холбон обязанность обеспечить прохождение работниками образовательного учреждения обязательного психиатрического освидетельствования педагогических работников в течение трех месяцев с момента финансирования.
Согласно ст. 6 Закона РФ от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (1) Гражданин может быть временно (на срок не более пяти лет и с правом последующего переосвидетельствования) по результатам обязательного психиатрического освидетельствования признан непригодным вследствие психического расстройства к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Такое решение принимается врачебной комиссией медицинской организации, уполномоченной на то федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, на основании оценки состояния психического здоровья гражданина в соответствии с перечнем медицинских психиатрических противопоказаний и может быть обжаловано в суд. (2) Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утверждается Правительством Российской Федерации и периодически (не реже одного раза в пять лет) пересматривается с учетом накопленного опыта и научных достижений.
Суд принял решение исковые требования Шилкинского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать Комитет образования муниципального района "Шилкинский район", Администрацию муниципального района "Шилкинский район" обеспечить финансирование мероприятий по обязательному психиатрическому освидетельствованию работников МДОУ Детский сад п.Холбон в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу (Решение N 2-1175/2021 2-1175/2021~М-1245/2021 М-1245/2021 от 16 ноября 2021 г. по делу N 2-1175/2021 Шилкинский районный суд (Забайкальский край).
<< Назад |
Глава 2. >> Требования по охране труда |
|
Содержание Практические аспекты применения положений раздела X ТК РФ "Охрана труда" (Шестакова Е.В.). - "Право Доступа", 2022 г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.