Глава 2. Требования по охране труда
Прежде всего работодатель должен организовать работу таким образом, чтобы была обеспечена охрана труда. В частности, если работодатель направляет соискателя на медосмотр, то оплатить такой осмотр должен именно работодатель. Именно работодатель не должен допускать работника к работе при несоответствии требований по охране труда. Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет административную ответственность. Существуют и другие ограничения в области охраны труда.
Стандарты по безопасности и охране труда
В соответствии со статьей 212 ТК РФ, государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
Государство разрабатывает
- правила по охране труда, а также иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, предусмотренные ТК РФ;
- единые типовые нормы бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты.
Порядок разработки таких правил определен в Постановлении Правительства РФ от 26.02.2022 N 255 "О разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих государственные нормативные требования охраны труда".
Проекты актов, содержащих требования охраны труда, разрабатываются:
а) организациями, учреждениями, ассоциациями, объединениями, государственными внебюджетными фондами;
б) федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, с участием представителей отраслевых объединений профсоюзов и отраслевых объединений работодателей.
Разработанные проекты актов, содержащие требования охраны труда, направляются в бумажной и электронной формах:
а) организациями, учреждениями, ассоциациями, объединениями, государственными внебюджетными фондами - в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а при отсутствии такого органа - в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации;
б) федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, - в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации с приложением заключений отраслевых объединений профсоюзов и отраслевых объединений работодателей.
Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением разработаны и приняты Рострудом (приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 9 декабря 2014 г. N 997н). Приведем фрагмент таких норм выдачи спецодежды.
п/п
|
Наименование профессии (должности)
|
Наименование специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты
|
Норма выдачи на год (штуки, пары, комплекты)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1.
|
Аккумуляторщик
|
Костюм для защиты от растворов кислот и щелочей
|
1 шт.
|
Фартук для защиты от растворов кислот и щелочей
|
1 шт.
|
Сапоги резиновые с защитным подноском
|
1 пара
|
Нарукавники из полимерных материалов
|
до износа
|
Перчатки с полимерным покрытием
|
12 пар
|
Перчатки резиновые или из полимерных материалов
|
до износа
|
Щиток защитный лицевой или
|
до износа
|
Очки защитные
|
до износа
|
Средство индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующее или изолирующее
|
до износа
|
2.
|
Аппаратчик воздухоразделения
|
Костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий
|
1 шт.
|
Перчатки с полимерным покрытием
|
6 пар
|
Очки защитные
|
до износа
|
В целом, можно дать следующие рекомендации:
1. Разработайте собственные нормы выдачи специальной одежды на основании норм, установленных законодательно.
Оформите данные нормы в приказе.
Приказ о выдаче специальной одежды - это официальное распоряжение директора фирмы, которое составляется в обязательном порядке и в письменной форме.
Приведем образец такого приказа.
Приказ
об утверждении норм бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви
и других средств индивидуальной защиты
"22" августа 2022 г.
|
N 12
|
г. Москва
В целях обеспечения работников бесплатной спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н "Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты"
Приказываю:
1. Утвердить "Нормы бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты" для цеха N 1 ООО "Ромашка"
2. Установить следующий порядок выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты:
2.1. Приобретать спецодежду в соответствии с утвержденными "Нормами бесплатной выдачи спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты".
2.2. Выдаваемые работникам средства индивидуальной защиты должны соответствовать их полу, росту, размерам, условиям выполняемой работы, должны обеспечивать безопасность труда.
3. Заведующему хозяйством Ивановой А.А. организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ. Выдача работникам и сдача ими средств индивидуальной защиты должны записываться в личную карточку учета выдачи СИЗ.
4. Работникам по окончании работы запрещается выносить СИЗ за пределы организации.
5. Контроль за выполнением данного приказа оставляю за собой.
_______________________ _________ ________
(наименование должности) (подпись) (Ф. И. О.)
С приказом ознакомлены:
_______________________ _________ ________
(наименование должности) (подпись) (Ф. И. О.)
_______________________ _________ ________
(наименование должности) (подпись) (Ф. И. О.)
_______________________ _________ ________
(наименование должности) (подпись) (Ф. И. О.)
2. Применяйте в работе отраслевые правила по охране труда.
Обратите внимание! Правила охраны труда постоянно меняются, устанавливаются отраслевые особенности. При этом правила действуют определенное время, например, Приказ Минтруда России от 15.12.2020 N 903н "Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок" действует до 2025 года.
Правила устанавливают государственные нормативные требования охраны труда при эксплуатации электроустановок.
Соответственно, возможно установить порядок выдачи допусков для работников, работающих с электроустановками.
Пример
Наряд-допуск оформляется в двух экземплярах. При передаче по телефону, радио, факсимильным или электронным письмом наряд-допуск оформляется в трех экземплярах. В последнем случае работник, выдающий наряд-допуск, оформляет один экземпляр, а работник, принимающий текст в виде телефонограммы или радиограммы, факса или электронного письма, заполняет два экземпляра наряда-допуска и после проверки указывает на месте подписи выдающего наряд-допуск его фамилию и инициалы, подтверждая правильность записи своей подписью. Наряд-допуск также разрешено оформлять в электронном виде и передавать по электронной почте.
В этом случае, когда производитель работ назначается одновременно допускающим, наряд-допуск независимо от способа его передачи заполняется в двух экземплярах, один из которых остается у выдающего наряд-допуск.
В зависимости от местных условий один экземпляр наряда-допуска может передаваться работнику из числа оперативного персонала, выдающему разрешение на подготовку рабочего места и на допуск.
Число нарядов-допусков, выдаваемых на одного ответственного руководителя работ, определяет работник, выдающий наряд-допуск.
Выдающий наряд-допуск имеет право допускающему и производителю работ (наблюдающему) выдать сразу несколько нарядов-допусков и распоряжений для поочередного допуска и работы по ним.
При совместном производстве нескольких видов работ, по которым требуется оформление наряда-допуска, допускается оформление единого наряда-допуска с включением в него требований по безопасному выполнению каждого из вида работ.
Выдавать наряд-допуск разрешается на срок не более 15 календарных дней со дня начала работы. Наряд-допуск разрешается продлевать 1 раз на срок не более 15 календарных дней. При перерывах в работе наряд-допуск остается действительным.
Также целесообразно включить соответствующие положения в должностные инструкции.
Пример
Работник обязан:
работать с использованием средств защиты лица и глаз, в застегнутой спецодежде, остерегаясь захвата ее вращающимися частями электродвигателя;
пользоваться диэлектрическими галошами (ботами), коврами;
не касаться руками одновременно токоведущих частей двух полюсов или токоведущих и заземленных частей.
3. Важно проводить проверки знаний в соответствии с новыми принимаемыми нормами.
Члены комиссии работодателя в связи с выходом новых правил по охране труда должны пройти обучение в организациях, осуществляющих функции по проведению обучения работодателей и работников вопросам охраны труда (<Письмо> Минтруда России от 14.01.2021 N 15-2/10/В-167 <О новых правилах по охране труда>).
4. Важно актуализировать локальные акты.
Должна быть организована работа по актуализации комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности, в том числе:
- инструкций по охране труда;
- программ обучения по охране труда работников;
- информационных материалов.
5. Разработайте собственное положение по охране труда.
За основу можно взять типовое положение по охране труда.
Приведем фрагмент такого положения.
II. Политика работодателя в области охраны труда
9. Политика работодателя в области охраны труда (далее - Политика по охране труда) является публичной документированной декларацией работодателя о намерении и гарантированном выполнении им обязанностей по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств.
10. Политика по охране труда обеспечивает:
а) приоритет сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности;
б) соответствие условий труда на рабочих местах требованиям охраны труда;
в) выполнение последовательных и непрерывных мер (мероприятий) по предупреждению происшествий и случаев ухудшения состояния здоровья работников, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, в том числе посредством управления профессиональными рисками;
г) учет индивидуальных особенностей работников, в том числе посредством проектирования рабочих мест, выбора оборудования, инструментов, сырья и материалов, средств индивидуальной и коллективной защиты, построения производственных и технологических процессов;
д) непрерывное совершенствование и повышение эффективности СУОТ;
е) обязательное привлечение работников, уполномоченных ими представительных органов к участию в управлении охраной труда и обеспечении условий труда, соответствующих требованиям охраны труда, посредством необходимого ресурсного обеспечения и поощрения такого участия;
ж) личную заинтересованность в обеспечении, насколько это возможно, безопасных условий труда;
з) выполнение иных обязанностей в области охраны труда исходя из специфики своей деятельности.
11. В Политике по охране труда отражаются:
а) положения о соответствии условий труда на рабочих местах работодателя требованиям охраны труда;
б) обязательства работодателя по предотвращению травматизма и ухудшения здоровья работников;
в) положения об учете специфики деятельности работодателя и вида (видов) осуществляемой им экономической деятельности, обусловливающих уровень профессиональных рисков работников;
г) порядок совершенствования функционирования СУОТ.
12. При определении Политики по охране труда работодатель обеспечивает совместно с работниками и (или) уполномоченными ими представительными органами предварительный анализ состояния охраны труда у работодателя и обсуждение Политики по охране труда.
13. Политика по охране труда должна быть доступна всем работникам, работающим у работодателя, а также иным лицам, находящимся на территории, в зданиях и сооружениях работодателя.
III. Цели работодателя в области охраны труда
14. Основные цели работодателя в области охраны труда (далее - цели) содержатся в Политике по охране труда и достигаются путем реализации работодателем процедур в области охраны труда.
15. Количество целей определяется спецификой деятельности работодателя.
16. Цели формулируются с учетом необходимости оценки их достижения, в том числе, по возможности, на основе измеримых показателей.
IV. Обеспечение функционирования СУОТ (распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя)
17. Распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя осуществляется работодателем с использованием уровней управления.
18. Организация работ по охране труда у работодателя, выполнение его обязанностей возлагается непосредственно на самого работодателя в случае, если работодатель является индивидуальным предпринимателем, руководителей структурных подразделений и иных структурных единиц работодателя, службу охраны труда, штатных специалистов по охране труда, организацию или специалиста, оказывающих услуги в области охраны труда, привлекаемых работодателем по гражданско-правовому договору.
19. В качестве уровней управления могут рассматриваться:
а) уровень производственной бригады;
б) уровень производственного участка;
в) уровень производственного цеха (структурного подразделения);
г) уровень филиала (обособленного структурного подразделения);
д) уровень службы (совокупности нескольких структурных подразделений);
е) уровень работодателя в целом.
20. С учетом специфики деятельности работодателя, структуры управления и численности работников для целей СУОТ могут устанавливаться и иные уровни управления.
21. Обязанности в сфере охраны труда должностных лиц работодателя устанавливаются в зависимости от уровня управления. При этом на каждом уровне управления устанавливаются обязанности в сфере охраны труда персонально для каждого руководителя или принимающего участие в управлении работника.
5. Исходя из специфики Вашей деятельности определите процедуры, которые будут проводиться именно в Вашей организации.
Пример процедур
а) требования к необходимой профессиональной компетентности по охране труда работников, ее проверке, поддержанию и развитию;
б) перечень профессий (должностей) работников, проходящих стажировку по охране труда, с указанием ее продолжительности по каждой профессии (должности);
в) перечень профессий (должностей) работников, проходящих подготовку по охране труда в обучающих организациях, допущенных к оказанию услуг в области охраны труда;
г) перечень профессий (должностей) работников, проходящих подготовку по охране труда у работодателя;
д) перечень профессий (должностей) работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте;
е) работников, ответственных за проведение инструктажа по охране труда на рабочем месте в структурных подразделениях работодателя, за проведение стажировки по охране труда;
ж) вопросы, включаемые в программу инструктажа по охране труда;
з) состав комиссии работодателя по проверке знаний требований охраны труда;
и) регламент работы комиссии работодателя по проверке знаний требований охраны труда;
к) перечень вопросов по охране труда, по которым работники проходят проверку знаний в комиссии работодателя;
л) порядок организации подготовки по вопросам оказания первой помощи пострадавшим в результате аварий и несчастных случаев на производстве;
м) порядок организации и проведения инструктажа по охране труда;
н) порядок организации и проведения стажировки на рабочем месте и подготовки по охране труда.
Таким образом, необходимо определить комплексные меры по охране труда.
Экспертиза условий труда
На основании статьи 213 ТК РФ предусмотрена государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки:
- качества проведения специальной оценки условий труда;
- правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
- фактических условий труда работников.
Кто проводит государственную экспертизу по охране труда?
Роструд в отношении работников организаций, входящих в группы компаний (корпорации, холдинги и иные объединения юрлиц), имеющих филиалы, представительства и (или) дочерние общества, действующие на постоянной основе на территории нескольких субъектов РФ;
органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в отношении работников иных организаций.
Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, обязаны:
составлять по результатам проведения государственной экспертизы условий труда заключения о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направлять указанные заключения в суд, органы исполнительной власти, работодателям, в объединения работодателей, работникам, в профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы (при наличии таких представительных органов), государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, организации, проводящие специальную оценку условий труда;
обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изложенных в заключениях о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
обеспечивать сохранность документов и других материалов, полученных для осуществления государственной экспертизы условий труда, и конфиденциальность содержащихся в них сведений.
При проведении экспертизы условий труда используются типовые формы документов:
типовая форма заявления на проведение государственной экспертизы условий труда;
типовая форма согласия на обработку персональных данных;
типовая форма представления государственной инспекции труда о проведении государственной экспертизы условий труда;
типовая форма запроса документации у работодателя, рабочие места которого являются объектом государственной экспертизы условий труда;
типовая форма запроса документации в судебном органе.
Что будет являться основанием для проведения подобной экспертизы?
Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании:
а) обращений органов исполнительной власти, работодателей, их объединений, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также иных страховщиков, организаций, проводивших специальную оценку условий труда (в случае проведения государственной экспертизы в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда) (далее - заявитель);
б) определений судебных органов;
в) представлений территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости (далее - государственные инспекции труда) в связи с осуществлением мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", в том числе на основании заявлений работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей, их объединений, страховщиков, органов исполнительной власти, организаций, проводивших специальную оценку условий труда (в случае проведения государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда);
г) по представлениям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в связи с осуществлением мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Государственная экспертиза условий труда может использоваться работниками для следующих ситуаций:
- для назначения пенсии;
- для назначения надбавок к заработной плате в связи с вредными и опасными условиями труда;
- для целей предоставления дополнительных дней отпуска.
Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки:
качества проведения специальной оценки условий труда
правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда
фактических условий труда работников.
Какие права имеет заявитель подобной экспертизы?
Заявитель имеет право:
а) получать от органов государственной экспертизы условий труда и их должностных лиц, уполномоченных на проведение государственной экспертизы условий труда (далее - государственный эксперт), разъяснения о порядке проведения государственной экспертизы условий труда;
б) обращаться к государственному эксперту и органу государственной экспертизы условий труда с требованием об устранении допущенных ими нарушений требований настоящего Порядка;
в) представлять пояснения, замечания, предложения по вопросам, связанным с проведением государственной экспертизы условий труда.
Судебная практика в части применения экспертизы труда складывается следующим образом:
1. Применение в качестве доказательств заключения государственной экспертизы условий труда.
Машков А.Г. обратился в суд с иском к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в Ярцевском районе Смоленской области о назначении досрочной страховой пенсии по старости. В исковом заявлении указал, что он имеет право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста, как лицо, работавшее с тяжелыми условиями труда, в связи с чем, 01.01.2021 г. обратился в ГУ - УПФ РФ в Ярцевском районе Смоленской области за назначением досрочной пенсии, однако решением от 30.03.2021 г. ему было отказано в этом, в связи с тем, что специальный стаж документально не подтвержден. В стаж не принят период работы с 05.11.1991 г. по 05.08.2000 г. в должности водителя ЧПО-19 ПАСС УВД-УГПС Министерства внутренних дел, так как служба в органах внутренних дел засчитывается только в страховой стаж, в не в специальный для назначения страховой пенсии по старости.
Согласно трудовой книжки, которая в силу ст. 66 ТК РФ является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, Машков А.Г. 05.11.1991 г. принят в Управление внутренних дел Смоленской области, откуда уволен 07.08.2000 г. При этом истец принимался приказом ПАСС УВД от 06.11.1991 г. N 52, а увольнялся приказом УГПС УВД от 07.08.2000 г. N 26. Других записей в рассматриваемый период в трудовой книжке не имеется (л.д.13).
Заключением государственной экспертизы условий труда N 67/4 от 31.08.2021 г., назначенной судом, установлено, что трудовая функция водителя, выполняемая Машковым А.Г., в период работы в ВПЧ-19, ЧПО-19, ПЧ-19 УГПС МВД в период времени с 05.11.1991 г. по 05.08.2000 г. соответствовала трудовой функции водителя пожарного автомобиля, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по Списку N 437 должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации" от 18.06.2002 г. N 437 и в соответствии с пп. 18 п. 1 ст. 1 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013. N 400-ФЗ.
Суд принял решение обязать ГУ - Отделение пенсионного фонда РФ по Смоленской области включить Машкову Александру Геннадьевичу в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы с 05 ноября 1991 года по 05 августа 2000 года в должности водителя ЧПО-19 ПАСС УВД-УГПС Министерства внутренних дел и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с 01 января 2021 года (Решение N 2-371/2021 2-371/2021~М-264/2021 М-264/2021 от 29 ноября 2021 г. по делу N 2-371/2021 Ярцевский городской суд (Смоленская область).
2. Назначение судом государственной экспертизы труда.
Суд может назначить проведение государственной экспертизы труда в рамках судебного спора.
Заключением государственной экспертизы условий труда N 84/4 от 09.11.2021 года, назначенной судом, установлено, что трудовая функция истца в оспариваемые периоды соответствует трудовой функции должностей, указанных в Списках N 2 1956 г. и 1991 г. (раздел 13, позиция 2140000а-18455). При этом занятость истца составляла полный рабочий день (не менее 80% рабочего времени).
Суд считает экспертное заключение обоснованным и принимает его в качестве доказательства по делу.
Приведенные доказательства в их совокупности свидетельствуют о том, что оспариваемые истцом периоды работы подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии (Решение N 2-693/2021 2-693/2021~М-678/2021 М-678/2021 от 29 ноября 2021 г. по делу N 2-693/2021 (Ярцевский городской суд (Смоленская область).
Соответствие зданий и сооружений требованиям по охране труда
Поскольку мы проводим большинство своего времени на работе, то очень важно, чтобы здания и сооружения соответствовали требованиям по охране труда.
В этой связи появилась статья 213.1 ТК РФ.
Проекты организации строительства (реконструкции) объектов капитального строительства должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда. Машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда.
Обратите внимание! У работодателей часто возникает вопрос: когда необходимо обеспечить необходимые условия - до приема на работу или после приема на работу?
В случае использования новых или ранее не применявшихся у работодателя вредных и (или) опасных веществ работодатель обязан до начала использования указанных веществ разработать меры по сохранению жизни и здоровья работников.
Кто будет нести ответственность за соответствие зданий и сооружений требованиям по охране труда?
Ответственность за безопасность работников при эксплуатации зданий и сооружений несет работодатель (ст. 212, 215 ТК). Для эксплуатационного контроля он назначает ответственное лицо.
Такое ответственное лицо назначает руководитель компании. Если в компании есть филиалы и представительства с широкими полномочиями, то руководитель филиала назначает ответственное лицо.
Данное лицо необходимо отличать от того специалиста, который будет нести ответственность за проведение работ на объекте.
Кто будет отвечать за проведение работ на объекте?
Ответственными за безопасность работ, выполняемых по нарядам (распоряжениям), являются:
- выдающий наряд, отдающий распоряжение;
- руководитель работ;
- производитель работ;
- дежурный или лицо из числа оперативно - ремонтного персонала, подготавливающий рабочее место;
- допускающий к работам;
- наблюдающий;
- члены бригады.
Руководитель работ отвечает:
- за назначение производителя работ в соответствии с утвержденными списками;
- за численный состав бригады, определяемый из условий обеспечения возможности надзора за бригадой со стороны производителя работ (наблюдающего);
- за достаточную квалификацию лиц, включенных в состав бригады;
- за обеспечение производителя работ ППР, техническими условиями на ремонт или технологической картой;
- за полноту целевого (текущего) инструктажа производителя работ и членов бригады;
- за полноту и правильность мер безопасности в процессе производства работ. При выполнении работ по наряду (кроме общего и промежуточного) эти меры указывает руководитель работ в строках наряда "Особые условия";
- за обеспечение бригады исправным инструментом, приспособлениями, такелажными средствами и средствами защиты, соответствующими характеру работы.
Руководитель работ совместно с производителем работ должен принимать рабочее место от допускающего и проверять выполнение мер безопасности, указанных в наряде.
Руководитель и производитель работ не несут ответственности за непринятие оперативным персоналом в полном объеме мер по подготовке рабочего места: выполнению необходимых операций по отключению, предотвращению ошибочного включения в работу, опорожнению, расхолаживанию, промывке и вентиляции оборудования; проверке отсутствия избыточного давления, вредных, взрыво-, пожароопасных, агрессивных и радиоактивных веществ; установке ограждений и вывешиванию знаков безопасности.
Обратите внимание! Назначение руководителя работ не обязательно при работе по распоряжению. Необходимость назначения руководителя работ в этом случае определяет лицо, отдающее распоряжение.
При выполнении ремонтных работ производитель работ отвечает:
- за правильность выполнения необходимых в процессе производства работ мер безопасности, указанных в наряде;
- за соблюдение им самим и членами бригады требований инструкций по охране труда и выполнение мер безопасности, определенных ППР, технологическими документами и техническими условиями;
- за четкость и полноту инструктажа и указаний, которые он дает членам бригады непосредственно на рабочем месте;
- за наличие, исправность и применение инструмента, инвентаря, средств защиты, такелажных приспособлений;
- за сохранность установленных на месте работы ограждений, знаков безопасности, запирающих устройств.
Производитель работ, осуществляя руководство бригадой, не должен принимать непосредственного участия в работе, если ее выполнение требует непрерывного наблюдения за членами бригады.
Члены бригады отвечают:
- за выполнение требований инструкций по охране труда и указаний по мерам безопасности, полученных при инструктаже перед допуском к работе и во время работы;
- за применение выданных средств защиты, спецодежды и исправность используемого инструмента и приспособлений;
- за четкое соблюдение условий безопасности выполнения работы.
В законодательстве установлены прямые запреты в отношении эксплуатации зданий и сооружения:
Запреты установлены в нормативно-правовых актах.
При эксплуатации зданий (сооружений) запрещается:
1) превышать предельные нагрузки на полы, перекрытия и площадки. На стенах, колоннах должны быть сделаны надписи о величине допускаемых предельных нагрузок;
2) пробивать отверстия в перекрытиях, балках, колоннах и стенах без письменного разрешения работников, ответственных за эксплуатацию зданий (сооружений).
Запрещается использовать балконы ремонтируемых зданий (сооружений) в качестве грузовых площадок для приема материалов, вспомогательного оборудования и инструмента.
Территории, на которых располагаются сети и сооружения водоснабжения и канализации, должны быть ограждены, благоустроены, озеленены, обеспечены наружным освещением и безопасными подходами к зданиям (сооружениям), а также необходимыми дорожными знаками и знаками безопасности.
На территориях должны находиться устройства, обеспечивающие безопасность эксплуатации технологических коммуникаций (трубопроводов, каналов, лотков), подъездных дорог и пешеходных дорожек.
Территории, на которых размещены метантенки и газгольдеры, должны ограждаться (Приказ Минтруда России от 07.07.2015 N 439н Об утверждении Правил по охране труда в жилищно-коммунальном хозяйстве).