Может ли бюджетное учреждение приобрести у единственного поставщика (по п. 4 ч. 1 ст. 93 N 44-ФЗ) программный продукт иностранного происхождения ("Офис")?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Бюджетное учреждение вправе приобрести у единственного поставщика на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 N 44-ФЗ программный продукт иностранного происхождения при условии составления документа - обоснования невозможности соблюдения запрета на их приобретение в порядке, утвержденном тем же Постановлением N 1236.
Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства РФ устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок (далее - запрет на закупки). Так, постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 (далее - Постановление N 1236) установлен общий запрет на допуск программ для ЭВМ и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также исключительных прав на такое программное обеспечение (далее - ПО) и прав использования такого ПО для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Случаи-исключения, на которые данный запрет в любом случае не распространяется, приведены в пп. 3 и 4 Постановления N 1236. Закупка у единственного поставщика к таким случаям не отнесена. Соответственно, запрет, установленный Постановлением N 1236, как и другие запреты на закупки, действует в отношении любых способов закупок, и должен также соблюдаться при закупке у единственного поставщика.
В целях реализации данного запрета предусмотрено создание единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, а также единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (п. 1 Постановления N 1236).
Из данного запрета предусмотрено два исключения (п. 2 Постановления N 1236):
- если сведения о ПО, соответствующем тому же классу, что и класс ПО, планируемого к закупке, отсутствуют в реестрах;
- если ПО, сведения о котором включены в один из реестров и которое соответствует тому же классу, что и планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке ПО.
При закупке любых программ ЭВМ или баз данных, происходящих из иностранных государств, заказчик, приобретающий их на основании вышеприведенных исключений, обязан разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения запрета на их приобретение в порядке, утвержденном тем же Постановлением N 1236 (далее - Порядок). На наш взгляд, ключевыми в этом порядке являются требования об указании в таком обосновании:
- требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам ПО, являющегося объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должно соответствовать ПО (подп. "в" п. 3 Порядка);
- функциональных, технических и (или) эксплуатационных характеристик (в том числе их параметры), по которым ПО, сведения о котором включены в реестр российского ПО и (или) реестр евразийского ПО, не соответствуют установленным заказчиком требованиям к ПО, являющемуся объектом закупки, по каждому ПО (с указанием названия), сведения о котором включены в указанные реестры и которое соответствует тому же классу ПО, что и являющееся объектом закупки (подп. "г" п. 3 Порядка).
Последнее требование, как и указано прямо в приведенной норме, применяется в случае, предусмотренном подп. "б" п. 2 Порядка, то есть при закупке ПО, аналоги которого, занесенные в реестры, не обладают характеристиками, которые нужны заказчику. Если заказчик планирует приобрести ПО, аналоги которого в реестрах отсутствуют, очевидно, что единственным возможным обоснованием является указания на те характеристики, которые отсутствуют у ПО, включенного в реестры, предваряемые указанием на таковое отсутствие.
Таким образом, в целях соблюдения запрета на допуск иностранного программного обеспечения, установленного Постановлением N 1236, заказчику следует составить обоснование невозможности соблюдения запрета - такой документ заказчику следует составить и приложить к самому договору, к пакету документов по закупке (аналогичные разъяснения даны Главным контрольным управлением Челябинской области в ответе на вопрос: Нужно ли прикладывать обоснование о том, что нет возможности купить российское ПО, к аукциону и договорам единственного поставщика? (ответ Главного контрольного управления Челябинской области, декабрь 2017 г.)).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна
Ответ прошел контроль качества
9 ноября 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"